Скифский мир (VII-IV вв. до н.э.)
В середине I тысячелетия до н.э. обширные степные пространства от Северного Причерноморья
и Предкавказья до Средней Азии, Казахстана и Южной Сибири были населены близкородственными
племенами иранских кочевников. В древнеперсидских надписях они известны под именем
саков, европейские авторы называли эти племена скифами, затем сарматами, а позднее
аланами. В узком смысле скифами чаще именуют жителей равнин Северного Кавказа
и Причерноморья, отделяя их от других народов "скифского мира" - европейских
савроматов и киммерийцев, азиатских саков, массагетов, исседонов и дахов. По историко-географическому
принципу скифские народы называют северными иранцами древности - в отличие от
южных иранцев, расселившихся в плодородных долинах Иранского нагорья и Средней
Азии.
Иранские
страны, широко известные в истории - Мидия, Персия, Согдиана, Хорезм, Бактрия,
Маргиана, Парфия, Арейа. По происхождению, языку и культуре иранцам наиболее близки
индоарии, их общие предки в бронзовом веке составляли так называемую индоиранскую
(или арийскую) общность. Индо-ариями называют арийскую ветвь, поселившуюся на
полуострове Индостан. Не случайно и Нартовский эпос, запечатлевший мифологические
представления и бытовые особенности скифской эпохи, хорошо сохранил сюжеты и образы,
которые находят прямые аналогии в эпических сказаниях и священных книгах Древней
Индии и Ирана.
Скифский мир был связующим звеном между Западом и Востоком, между цивилизациями
Средиземноморья и народами северной Евразии. Скифская цивилизация послужила основой
культурного развития многих стран. Народы скифского мира положили начало трёхтысячелетней
традиции евразийского культурно-исторического единства.
Большинство скифов были кочевниками-скотоводами. Некоторые оседлые племена занимались
земледелием, возделывая пшеницу, просо и ячмень. Кочевники жили в войлочных юртах
и кибитках, используемых для перевозки семей и имущества. Они пасли овец и крупный
рогатый скот, но главным богатством считали табуны лошадей. Владение конями служило
мерилом достоинства и экономической самостоятельности кочевника.
Основа скифского войска - легкая конница. Типичный скифский воин - конный лучник,
вооруженный также копьем для метания и коротким мечом - акинаком. Излюбленный
тактический прием скифов - конная атака лавой с метанием стрел и притворным отступлением.
Тяжелая панцирная кавалерия с длинными мечами и копьями играла вспомогательную
роль, составляя аристократическую гвардию скифских царей.
Опасность разорительных
скифских набегов и желание подчинить и использовать военную силу скифов заставляли
персидских царей направлять на северных кочевников свои походы. В 530 г. до н.э.
основатель Ахеменидской державы Кир II предпринял поход на массагетов, которыми
правила царица Томирис. В жестокой битве персидская армия была разгромлена, и
великий Кир погиб.(карта)
В 519 г. до н.э. Дарий I совершил победоносный поход на саков-тиграхауда и пленил
их вождя по имени Скунха. А в 512 г. до н.э. Дарий бесславно проиграл начатую
им войну с причерноморскими скифами.(карта)
Под предводительством царей Иданфирса, Скопасиса и Таксакиса скифы отступали,
заманивая врага вглубь степей и громя его стремительными набегами. Скифское царство
делилось на три части во главе с тремя царями, один из которых был верховным -
как Иданфирс во времена войны с персами. Подвластная каждому из царей территория
состояла из округов, возглавляемых окружными правителями.
Территориально-политическое устройство Скифии воспроизводит общую для индоиранцев
троичную социальную схему, в основе которой лежало мифологическое представление
о трехчастности космоса. По легенде, записанной Геродотом, предком скифов был
богочеловек Таргитай. Трое его сыновей - Липоксай, Колаксай и Арпоксай воплощают
три социальные функции ариев: религиозную, военную и производительную. Соответственно
и все скифы делились на три "рода", а их страна - на три царства.
Это деление сохранилось в Нартовском эпосе (три рода, жившие в трех частях Города Нартов) и в общественной жизни осетин до XIX в. Европейская Скифия достигла зенита своей силы в IV в. до н.э., когда Атей Великий создал крепкую державу, лишив власти других царей. Столицей Скифии в ту эпоху был ремесленный и торговый город на Днепре, его остатки археологи называют Каменским городищем. Атей погиб в 339 г. в неудачной войне с македонским царем Филиппом. Скифское царство, существовавшее еще полтора века, не сумело вернуть прежнего могущества и пало под натиском сарматов.
На главную страницу