ОШИБКА "ОТЦА ИСТОРИИ": НЕ СКОЛОТЫ, А АСКОЛОТЫ


В легенде о происхождении скифов Геродот рассказывает, что у родоначальника их Таргитая было три сына: (Старший Липоксай, средний Арпоксай и младший Колаксай. В.И. Абаев переводит имя Таргитай как "долгомощный".


Младший Колаксай стал обладателем упавших с неба священных золотых даров: плуга, ярма, секиры и чаши, получив вместе с ними власть над всеми скифами. Другие два брата должны были выселиться. От каждого из братцев произошло племя, а "общее название всех их - сколоты, по имени одного царя; скифами назвали их эллины".


Далее Геродот рассказывает вторую легенду о происхождении скифов. Геракл во время своих странствований очутился в Гилле. Пока Геракл спал, пропали его кони, и он отыскал их в пещере у женщины, являвшейся наполовину змеей. Изумившись, Геракл спросил, не видела ли она где-нибудь заблудившихся коней, она ответила, что кони у нее, но она не отдаст их ему прежде, чем он сообщится с нею. От Геракла у нее родилось три сына: Агафирс, Гелон и Скиф. На прощание Геракл дал ей свой лук и пояс с привешенной к нему чашей и сказал: "Кто окажется в силах натянуть лук, тот должен получить отцовский пояс и стать властителем страны, другие два брата должны покинуть страну". Сильнейшим оказался младший скиф. От него и ведут свое происхождение все скифские цари.


Имена Липоксай и Арпоксай первой легенды о прохождении скифов соответствуют Агафирсу и Гелону второй легенды. В отличие от Колаксая и Арпоксая Липоксай имеет в источниках следующие варианты: Ниноксай и Нитоксай. "Сколоты" не имеет варианта, хотя в искаженной форме "сколопит", "сколопеты" несколько раз упоминаются в источниках.


По мнению отдельных исследователей, в основе системы имен трех сыновей Таргитая лежит представшие о трех космических плоскостях: верхней - небесной, олицетворяющей солнце, средней - наземной и нижней - водной и подземной. В. И. Абаев предложил этимологизировать имя Арпоксай как "владыка Днепра". Первая часть связана с древним названием Днепра, с сохранившимся в осетинском языке корнем арф - "глубокий"; вторая часть ксай означает "сиять", "блистать", "властвовать"; авест. "Xsay" - в осетинском сравни "хсарт" - "доблесть", "хсин" - княгиня, "хсид" - заря.


Что касается Липоксая и Колаксая, то до сих пор надежной этимологии этих имен нет. В термине каллипиды исследователи видят туземное этническое название - лип, восходящее к одному из трех родоначальников скифских племен - Липоксаю. Правда, в первой части Липоксая исследователи видят Рип. Для ряда скифских диалектов характерно появление l и r именно перед i, что Li в Lipa может, таким образом, закономерно восходить к puna. Современные исследователи "Рип" переводят как "Земля". Это слово представлено в тексте "Ригведы". Слово "реп" в значении "гора" сохранилось в языке хантов - финно-угорского народа. Можно предположить, чти Липоксай означал "владыка Земли и гор". Согласно воззрениям скифов, Земля "повышается к северу". Север - это "вознесенная верхняя сторона". Скифы считали, что реки их страны берут начало с Рипейских гор.


Поэт Алкей в VII в. до н. э. в своих гимнах упоминает имя третьего легендарного скифского родоначальника Колаксая как одного из скифских царей. Исследователи считают, что в трехчленной сословно-кастовой организации скифского общества Колаксай является родоначальником сословия воинов. "Гипотеза Дюмезиля об индоевропейской традиции трехфункционального деления общества была впоследствии развита известным лингвистом Э. Бенвенистом и в таком виде получила распространение и признание у многих историков и лингвистов. Наиболее четко трехфункциональное деление сохраняется в легендах римлян и осетин -потомков скифов". Мать Колаксая - богиня Апи - является божеством земли и воды.


Абаев В. И. считает, что в имени Колаксая отражается xoraksa-is-*hvar осет. "хор" - "Солнце", следовательно, Колаксай - "Солнце-царь". Xoraksais может пониматься и как "Царь неба". Сравни аналогичное образование названия исторической провинции Хорасан xvar as букв. "Восход солнца", "восток". (Абаев В. И. Осетинский язык и фольклор, М. 1949. Т. 1, с. 242-243). Характерно, что в эпосе некоторых северокавказских народов сохранилось предание о богатыре Коло. Центральное место в нарторстхойском эпосе чеченцев, ингушей занимает герой Колой-Кант. В Галгаевском (ингушском) ущелье (место прежнего обитания аланов - асов) сохранилась гора Колой. По-таджикски "калон" означает большой, могучий.


Согласно источникам, в Скифии обычно было три правителя. Царь Атей уже правил единолично. Геродот сообщает, что от каждого из трех братьев произошло племя. От старшего брата Липоксая пошел род авхатов, от среднего - роды катиаров и траспиев, от младшего - род паралатов. Паралаты Дюмезиль исправляет на парадаты со значением "священный царь". В траспиях он видит - Drvaspya - "имеющие богатство в лошадях". Племя авхатов в последующий период неоднократно встречается в источниках (под названием авхетов, в частности Плиний старший называет авхетов, т.е. авхатов одной этногенической легенды соответствующими гелонам другой, на реке. Буге.


Имя Колаксая не может быть оторвано от наименования, которое Геродот распространяет на всех скифов, "сколоты", произведя его от царского имени, несомненно идентичного имени "Колаксай". Колаксай распадается на две части: Кола и ксай. "Кола" собственное имя царя, младшего сына Тагритая; вторая часть "ксай" - общее окончание для имен всех трех сыновей Таргитая и на древнеиранском означает, как отмечалось выше, "царь", "владыка", "властвовать" и т. д. Название "царские" скифы представляет перевод хорошо известного племенного обозначения скифов -"сай" ("ксай"), которое упоминается в ольвийском декрете в честь Протогена.


Наименование "сколоты" связывается с именем легендарного Колаксая и было общим названием скифов лишь постольку, поскольку они находились под властью собственно сколотов. Обращает внимание тот факт, что в античных источниках самоназвание скифов - сколоты - упоминается единственный раз и только в той форме, которую зафиксировал и передал Геродот в своей "Истории".


Что представляет по своему содержанию самоназвание скифов? Это слово мы раскладываем на три части: "с", "коло" и "ты". Первая часть не имеет смыслового значения, вторая часть - "коло" - имя младшего сына Таргитая Колаксая, ставшего царем всех скифов и "ты" - суффикс - показатель множественности. Специалисты знают, что для древнегреческого языка характерна утрата гласного звука в начале заимствованных названий, тем более этнических. Видимо, такая участь постигла и самоназвание скифов - сколоты, т. е. произошло выпадение гласной "а". Геродот не знал скифского языка, Скифию не посещал, все данные для своей "Истории" он брал из вторых рук, при этом сам иногда проявлял скептицизм в отношении правдивости некоторых своих сообщений. Естественно, при передаче скифских этнических, топонимических названий и имен допускались неточности, искажения и ошибки. В данном случае с названием "сколоты" произошла ошибка по вине "отца истории" или переписчиков. Достоверно, что существует 46 вариантов рукописного текста "Истории Геродота".


Исследователи хорошо знают, как легко искажается текст оригинала при переписке. Тем более естественно предполагать ошибки в памятниках, текст которых переписывался 46 раз в продолжение десятков веков и заключал в себе слова столь чуждых и непонятных переписчикам языков, каковыми являлись для древних эллинов скифо-сармато-аланские и другие языки племен Северного Причерноморья.
Не вина Геродота, если, например, переписчики рукописей исказили приведенные им имена скифских богов и царей. Скифский бог Гойтосир, соответствовавший греческому Аполлону, в источниках встречается в нескольких вариантах: Гонгосир, Гитосир.


Имя скифского царя Иданфирса, одного из трех царей, командовавших войсками скифов против нашествия Дария в 513 г. до н. э., в источниках встречается в искаженных вариантах: Идатирс, Иандиг, Иантир и т. д.


Если геродотовы "сколоты" реконструировать на "асколоты", то получится действительное, исторически подтверждаемое самоназвание скифов. В реконструированных "асколотах" в первой части, как мы уже говорили, определяющим, главным теперь становится "ас" - известный скифо-сармато-аланский этнический термин который был их самоназванием. В целом получается, что "асколоты" - Ас-коло-ты - означают "Асы Коло" или "Колоевские асы", названные именем царя Колаксая.
Мы показали, что скифы свою страну называли Асканией; сарматы - Асханатом, аланы - Ас, арабы восточную Европу именовали Аскутией; соответственно ассирийцы - Ашкузой и евреи Ашкеназом. В Аскании и Ашкеназе мы ясно видим довольно распространенный термин "кан", "кен". Плиний Старший в своей "Естественной истории" перечисляет города внутри Таврии, в названии которых присутствует этот термин: Оргокен, Харакен. Вообще "кан", "кен" присущ многим языкам и в этом смысле имеет широкий ареал.


В V в. н. э. область, граничащая с Арменией на Востоке, называется Атрапатаканом. В Армении же находится средневековый город Байлакан, современный Бюракан. В Иране отметим Абмекан, Чермекан, Назмекан, Захмекан и т. д. На индоевропейской почве "кан", "кен" получил отражение в слове канал. В. И. Абаев показал, что глагольная основа "кан" в иранских языках дает широкое развитие в значении "рыть", "копать", "насыпать", "наполнять", "источник", "колодец", "бассейн" и т. д. В уйгурском языке "кан" означает источник. Термин древнейший, что подтверждается авестийским хан, хон - "колодец, источник". В орхонских надписях встречается топоним канг. Отсюда выводят Кангар - "люди Канга". Толстов С.П. отмечает, что Хорезм в древности назывался Кангюй, Кангха. Самый термин канга здесь связан с общеиндоевропейской основой "кан", откуда узбекское и таджикское кан - "канал", да и само слово "канал" переводится как "страна арыков" или "страна потоков", "дельта".


Таким образом, "Аскания" переводится как страна, место пребывания асов. Ошибка "отца истории" или переписчиков в отношении самоназвания скифов - "сколоты" настолько очевидна, что не вызывает сомнений. Реконструирование "сколотов" на "асколоты", как подчеркивалось выше, является настоятельной необходимостью, ибо геродотовы "сколоты" до сих пор служат серьезным препятствием для исследователей.
Попытаемся теперь ответить на вопрос о происхождении этнонима "скиф". Все известные или даже неизвестные северные народы античные авторы называли
скифами. Согласно Геродоту, персы называли скифские племена саками. Греки же скифами называли кочевые племена степей южной России и Средней Азии. В Вавилонских текстах скифы (в том числе и саки) иногда назывались киммерийцами - гимири.


По представлениям древних греков, за всей Скифией находится Серика, самый восточный предел Земли, то есть Сарматия. "При дальних поездках на северо-восток страны, - сообщает Геродот, - скифы пользуются для своих деловых сношений семью переводчиками и семью языками". После заката скифской державы термин "скиф" уже во II в. н. э. утратил свое былое, истинное этническое значение и применялся сперва по отношению к сармато-аланским, протославянским и другим племенам; впоследствии гуннам, славянам, болгарам и др. Правда, бытование племенного наименования "скиф" в III в. н. э. в Северном Причерноморье еще засвидетельствовано эпиграфически. Мы считаем, что название "скиф" является грецизацией местного этнонима туземного произношения и конкретно представляет искаженное самоназвание "аскании". Здесь также произошло выпадение гласной "а" и из "скании" образовался "скиф". Подтверждением этому является греческое искаженное имя "киммерийцы", Yimiri, Yamirra, потому что оно созвучно с греческим словом "зимние Северны".


Абаев В.И. считает, что название `skut - стрелок - было дано скифам их древними соседями германцами, а от них, возможна через фракийцев, было усвоено греками. Действительно, скифы пользовались репутацией отличных стрелков из лука. В Афинах слово "скиф" употреблялось как синоним слова "стрелок".


Великий ученый-энциклопедист Абу Рейхан Бируни заметил, что названия изменяются быстро, когда какой-либо местностью овладевают иноплеменники с чужим языком. Их органы речи часто коверкают названия, и в таком виде они переносят их в свой язык, как было в обычае у греков. Они берут первоначальное значение, но названия претерпевают изменения. Это высказывание подкрепляет наше мнение о происхождении названия скиф. Чистой народной этимологией является версия, утверждающая, будто "скиф" происходит от греческого слова "сердиться", потому что они очень суровы и грозны. "В топономии любой территории, - указывает Э. М. Мурзаев, - имеет место народная этимология. Даже в тех случаях, когда этимология кажется простой и вполне правдоподобной, обладающей определенным географическим смыслом, все же следует усомниться в ней и проверить на месте исходные формы, иначе исследователь легко попадает в капкан народной этимологии".
Термин "ас" довольно распространенный, ареал его широк и выходит за пределы нашей страны, уходит в глубокую древность. Это слово вошло почти во все индоевропейские языки. В современном французском языке "ас" означает "туз", т. е. особенный, умелый, дерзкий человек, спортсмен, чемпион. Впервые это слово вошло в обиход в годы первой мировой войны. Ассы - это воздушные охотники, в совершенстве овладевшие искусством пилотирования и воздушного боя. В других языках "ас" имеет совершенно другое значение. Так, в хеттском, кельтском, скифском, сарматском, аланском (осетинском), скандинавских и других языках это слово означает "святой", "бог", "витязь".


Термин "ас" встречается как самостоятельно, так и в составе других слов во многих племенных названиях, собственных именах, топографических и географических названиях и т. д. "Ас" присутствует в племенных названиях, например ясы русских летописей; буртасы; Птолемей сообщает о племени ассии; асиани - господствующее племя тохаров; язиги - сарматское племя; неоднократно упоминается народ асей; асомпаты - скифское племя. Географические и топономические названия с присутствием термина "ас": приток Дуная Асем; в азиатской Сарматии город Азарии; залив Астеропей; местности Тигас, Асгарз, Асгизус, Асьиба, скифский гор. Асшеругия, река Аскура; Асса - деревня в Скифии, жители назывались ассеями; по исландским сагам страна восточное Танаиса (Дона) называлась Асаланд или Асахейм, а главная крепость - Асгард т. е. "крепость асов"; Птолемей называет гору Аскатанка; абхазцы весь Северный Кавказ называют асы (самоназвание алан); Воскресенская летопись упоминает на реке Прут Асский (Ясский) торг; из древнерусского происходит венгерский Jasz (ясы) и румынский яссы. После прихода венгров в Европу здесь в XII и XIII веках расселились ясы. Местность к западу от реки Тисы называется Ясшаг. В области Сольнок имеются города и крупные населенные пункты с термином ас, яс: Ясапати, Ясароксаллаш, Ясберень, Ясладань и т. д.; река Аса в Ингушетии; Ясс-Тепе, Яс в Туркмении и город Магас на Северном Кавказе. Пребывание алан в Крыму оставило следы в топонимике в форме Ас. В XIX в. у крымских татар существовал Асский джемаат (община), селение Ас, урочища Биюд-Асс и Кучук-Асс в Евпаторийском уезде. Тенеш-Асс, Тереклы-Асс там же, Табулды-Ас и Асс-Джаракчив в Джанкойском уезде.


"Ас" встречается в сочетаниях собственных имен: Асбад (родом алан), Велас; Асмут (XII в.), Аскольд; Асандр - грецизация сарматского имени Асантуроха; Асанданакос - стальной ас; Скопас - скифский царь; Руас, Асбод, Астемир - железный ас. Рохас - самое распространенное имя и поныне у народов, говорящих на испанском и португальском языках (следы аланов, роксаланов). В нартских сказаниях часто встречается Асамаз, Асырухс. В видоизмененной форме "ас" присутствует в современном осетинском языке - Уас (ас) - Георгий - святой Георгий. Уас (ас) - Илья - святой Илья и т. д.


Фасмер "ас" возводит к древнеиранскому, авестийскому asu "быстрый", новоперсидский ahu "газель", афганский osai "антилопа", древнеиндийский asus "быстрый". В пятигорском краеведческом музее находится глиняный горшочек с чуть отбитой горловиной, который был найден на берегу Кумы. Стенки его покрыты какими-то знаками. Таинственные письмена расшифровал профессор Г. Турчанинов. Надпись состоит из трех аланских фраз: "Дар конских скачек, ас, истинный ас".
Американский востоковед Р. Н. Фрай этноним "скиф" толкует как "быть сильным, искусным".


В европейской части нашей страны имеется значительное количество топонимов с термином "ас": Азов, Астрахань, Аскания-Нова, Старый Оскол (Аскол), река Оскол (Аскол). Большая группа топонимов с формантом "ас" часто встречается на обширных территориях Севера. Происхождение их остается неясным и спорным. Присутствие скифов в Северном Причерноморье можно проследить не только в пределах того квадрата, о котором сообщает Геродот, но и севернее. Характерно, что во время нашествия Дария на Скифию (513 г. до н. э.) для безопасности детей и женщин скифы отправляли только на север.


"Все повозки, на которых жили их дети и женщины, пишет Геродот,- и весь скот с ними они отправляли заранее с приказанием двигаться неизменно на север...".
В названии г. Азова присутствие термина "ас" подтверждается скандинавскими источниками. Асы в скандинавской мифологии - семья высших небесных божеств. Автор "Хеймскрингла", известный скандинавский историк Онорри Стурлуссон (1178 - 1241) в "Саге о инглинах" сообщает о реке Танаис, которая впадает в Чернее море, о том, что земля в Азии к востоку от реки Танаис называется Асаландом или Асахеймом, а главный город в стране - Асгардом. Вопреки концепциям западных источников, под Асаландом следует подразумевать страну аланов (асов), а город отождествляется с нынешним городом Азовом. Российские ученые доказали, что "Russia" - термин сравнительно редкий, взятый не из живой речи, а книжный и вошедший в обиход в скандинавских языках лишь в XIII-XIV в. "Ни на какое племя или народ "Русь" в Скандинавии не указывает ни один источник средневековой Европы".


Название Ас-тархан (Астрахань) также заключает термин "ас" и "тархан". Речь здесь идет о ставке асского (аланского) военачальника. В "Хождении за три моря" тверского купца Афанасия Никитина Астрахань упоминается в первозданном виде "Азътархан". Абаев В. И. считает, что из скифского (аланского) идут тюркский tarhan, монгольский darhan (на тюрской и монгольской основе это слово не этимологизируется). Подобные примеры показывают, что между ираноязычными и славянскими топонимами был значительный тюркоязычный период, во время которого старые иранские названия переосмысливались и ассимилировались тюркской средой. "Тархан асов (Ас-тархан), - пишет М. И. Артамонов, - занимал видное положение в Хазарском государстве и участвовал в войнах хазар с арабами".


В Херсонской области Чаплинского района на Украине находится поселок Аскания-Нова. Так же называется и государственный заповедник. Ни в одном историческом словаре русского языка, в том числе у Фасмера, нет этимологии названия Аскания. Фактически же это удивительным образом сохранившееся название Скифии - Аскания. Город Старый Оскол и левый приток Северского
Донца Оскол заключает в себе не только ос (ас), но и кол, "Осколь" упоминается еще в Ипатьевской летописи. Фасмер считает Оскол тождественным церковно-славянскому Осколь в значении "скала", что неубедительно. Мы склонны видеть в Осколе, после соответствующей реконструкции, Аскол, что очень близко к самоназванию скифов - асколоты.


В Московской области в районе Рыбинского водохранилища и реки Клязьмы имеются топонимы Окса, Кша. Исследователи считают, что элементы окса, кша
и подобные имеют значение "река". Река Коло-кша и город Коломна. До сих пор нет установленной этимологии для названия Коломны. Согласно летописным источникам, город известен с XII в. Диалектное слово "коломень" означает "окрестность". Характерно, что иллирийское кола и украинское коло означают "округа", "вокруг".


В 882 г. князь Олег пробрался из Новгорода на юг в Киев, где хитростью убил Киевского князя Аскольда и захватил власть. До сих пор в Киеве на берегу Днепра сохранилось место, называемое "Аскольдовой могилой". Норманисты на основании созвучия имени Аскольда с некоторыми скандинавскими именами считали Аскольда и его сподвижника Дира варягами. Установлено, что славянский князь Дир известен арабскому историку Масуди еще до варягов, в Х веке. А следовательно, они не были варягами. В скандинавской транскрипции Аскольд читается "Хоскулдр". Но ведь термин ас в Скандинавии давно и хорошо известен и имя Аскольда писалось бы тогда с ас. "Было, говорит предание, у Рюрика двое мужей, не родных ему" - читаем мы у Соловьева в его "Истории". Аскольд и Дир всячески боролись против варягов. Историки эпохи Ивана Грозного специально разыскивали сведения о серии антиварягских действий Аскольда.


А. А. Шахматов убедительно показал, что норманнское происхождение Аскольда является позднейшим домыслом летописного сводчика. Это мнение разделяют Б. А. Рыбаков и В. П. Шушарин.


Имя Аскольда иранского (аланского, роксаланского), но не скандинавского происхождения. Ниже подробно будет сказано о том, что многие русские имена были иранского происхождения; кроме того, русские имели тесные и активные связи с теми аланами (ясы русских летописей), которые жили на Дону.


В летописях упоминаются отдельно аланы-ясы, которые были на службе у русских князей, а также сообщается о родственных отношениях и тех браках, которые были заключены между ясскими и русскими князьями. Так, бабушка Александра Невского была ясыня; сын Владимира Мономаха Ярополк женился в 1116 г. на ясской княжне, о красоте которой упоминает летописей: "Приведи себе жену красну вельми яського князья дщерь". Ясынями были жены у князей: Мстислава Святославовича и Всеволода III. У князя Андрея Боголюбского на службе находился яс Анбал. Известно, что в княжение Святославича Игоревича (964 - 972) в состав Руси вошли земли ясов, касогов и обезов (черкесов). Элемент "ас" весьма употребителен в гидронимах Западной Сибири. Ханты называют Ас - реку Обь; реку Иртыш - Катан-ас, а реку Енисей - Кокнг-ас. Этот же формант присутствует в названиях рек Джунгарии: Кан-ас. Ман-ас. Но, по мнению специалистов, "ас" в рассматриваемых гидронимах никакого отношения не имеет к этническому термину "ас". "Ас" из авестийского afs означает "река", "вода". Но здесь могут быть исключения. Так, река Аса на Северном Кавказе получила свое имя от древних обитателей асов (аланов).


Племенные названия очень разнообразны по происхождению и являются либо именами нарицательными, типа "люди", либо именами героев, либо тотемами и
т. д. Нередко названия народов формируются с участием местных географических терминов и этнонимов, что легко понять, учитывая этническую пестроту и исторически сложившееся деление отдельных народов на племена. Иногда этнические названия отражают природные условия и другие факторы. Ниже приводятся некоторые характерные примеры.


Представления о превращении людей в животных коренятся в тотемистических представлениях древних людей. В своем классическом виде эти идеи выражаются не только в том, что племя верит в какую-то связь с тотемным животным - оно отождествляет себя с ним. На этой почве возникают зооморфные этнонимы. Имя германского племени херусков означает "олени". Восточные скифы в древности назывались саками, т. е. "оленями".


Южноамериканский народ боливийцы наименование своей страны получили от известного героя Симона Боливара. Название современных узбеков происходит
от имени хана Золотой Орды Узбека; ногайцы ведут свое название от хана Ногая. Австралийцы (англо-саксонцы) получили свое имя от материка Южной Земли или Австралии в эпоху великих географических открытий. Другие выходцы из Англии заселили открытые голландцами острова, названные Новой Зеландией в честь Зеландии европейской. Сказочно богатая серебром страна была названа Аргентиной. Название холодной Исландии означает "Страна льда" Норвегия переводится как "Северный путь"; якуты - значит "окраинные жители", ингуши свое имя получили от аула Ангуш; "финн" на немецком языке означает жителя влажной болотной местности; Азербайджан (первоначально Азебейган) означает "место огня", арабы передали это название в форме "Азербейджан". Чуваш означает - "мирный, спокойный", удмурт - "луговой человек"; казах - "вольный", "наездника"; черкес - "орел". Такие племенные названия как коми, меря, марийцы, ненцы, лакцы, иннуйты (эскимосы) означают "люди", "мужчины" и т. д.


Как мы уже отмечали, термин "ас" имеет глубокие корни, ареал его широк, уходит далеко за пределы нашей страны. Хотя "ас" - кельтское слово со значением "святой", "бог", но оно не присутствует в названиях кельтских божеств. Юлий Цезарь в "Записках о Галльской войне" обозначает кельтские божества римскими именами сообразно со сходством функций и атрибутов, приписываемых отдельным богам: Меркурию соответствует кельтское божество Теутатес; Марсу - Есус; Аполлону - Беленус; Юпитеру - Таранис; Диту (подземный бог) - Кернуннос. Исторически скифы и кельты соседствовали долгое время, перенимая друг у друга элементы материальной и духовной культуры.


Источники сообщают о сходстве кельтов и скифов. У кельтов существовали чаши наподобие скифских. "Земля кельтов, - пишет Плутарх, - так велика и обширна, что от Внешнего моря и самых северных областей обитаемого мира простирается на восток до Мэотиды и граничит со Скифией Понтийской. Здесь кельты и скифы смешиваются, и отсюда начинается их передвижение. И хотя каждая часть племени носит свое имя, все войско носит общее имя - Кельтоскифы".


Факты показывают, что скифы свое племенное самоназвание "ас" (асколоты) получили не от кельтов.


Уже в названиях протохетских богов содержится термин "ас": Инар-ас - хеттский бог мужской силы; Рутас-хеттская богиня охоты; Цитхари-ас; хаппан талли-ас; ас-хаб и
т.д.
Древние индийцы называли своих великих богов в период Ригведы "Асура". "Асвипы" - это имя богов близнецов, индийских Диоскуров. Считают, что культ скифа Токсариса был занесен в Аттику вместе с культом Аскепия. В святилище Аскепия в Афинах был освящен сарматский панцирь. В Кавказской Албании было место под названием Аспис, где сосредоточивались храмовые объединения.


Известно, что во время своего 28-летнего пребывания на Востоке скифы на некоторое время останавливались в Албании. И. Алиев в своей работе "О скифах и скифском царстве в Азербайджане" доказал пребывание скифов на территории древней Албании. Определенный интерес представляет область в Албании Ассии, которая совпадает с самоназванием скифов и зафиксированна Абу Рейханом Беруни.


В Боспорском царстве почиталась богиня Луны Астарта, в Пантикапее существовал храм Асклепия. М.М. Кобылина доказала, что богиня Астарта (она же Анахите) почиталась на Боспоре еще с IV в. до н. э. В Армении встречается божество Аштарак. Исследователи сопоставляют Аштарак с семитским Аштар, богиней Иштар, Астарта, которой ставились каменные обелиски.


В Колхиде упоминается святилище под названием Ассийское.
В библейской истории третий сын Иоктана зовется Асармот, имя сходное с названием сарматов. В средние века и в последующие столетия некоторые польские писатели родоначальником славян считали Асармота, родные братья которого, носившие имена Лех, Чех и Русь, впоследствии стали родоначальниками поляков, чехов и русских. Что касается остальных славян, то легенда о них не упоминает. Польский поэт Ян Воронич в 1805 г. посвятил Асармоту специальное стихотворение.


Кроме перечисленных, мы говорили о присутствии термина "ас" в таких названиях и именах, как Аскания-Нова, Аскол (Оскол), Аскольд и т. д. Термин "ас" присутствует почти во всех западноевропейских языках со значением "святой", "бог", "туз", "летчик-ас", "отличный спортсмен" и т. д. Немецкое слово die Asebie означает "безбожие".


За последнее время многие исследователи скифо-сарматской истории склонны считать их автохтонным населением европейской части нашей страны. В этой
связи возникает вопрос в отношении этнического термина "ас". Не передали ли сами скифы название "ас" другим древним народам Европы и Востока?


В конце XIX - начале XX века О. Шрадером, позже В. Порцигом и др. была высказана гипотеза о том, что предки таких индоевропейских народов, как хет-
ты, греки, индийцы, итальянцы, испанцы, французы, румыны, немцы, англичане, скандинавы, латыши, литовцы, славяне, армяне, иранцы, таджики, осетины и другие в IV - III тысячелетии до н. э. жили в юго-восточной Европе, что именно отсюда в разное время и в различных направлениях двигались носители иранских языков.

Исследователи считают, что Иран, начиная с рубежа II - I тыс, до н. э., а возможно и ранее, имел контакты с Кавказом, южнорусскими степями и даже с областями центральной Европы. Эту гипотезу
подтверждают новые данные, полученные учеными Института археологии Академии наук Украины при расколках в окрестностях села Заможное Запорожской области. В обнаруженных здесь захоронениях найдено девять погребальных масок XVIII - XVII века до н. э.


По мнению специалистов, они воссоздают облик представителей катакомбной культуры бронзового века - предков современных индоиранских народов.
Данную гипотезу ныне разделяют отечественные и зарубежные исследователи: В. И. Абаев, М. М. Дьяконов, В. А. Дьяконов, В. А. Лившиц, Э. А. Грантовскнй, Г. М. Бонгард-Левин, Г. Ф. Ильин, И. Алиев, Т. Я. Елизаренкова, А. Мейе, В. Георгиев, А. Камменхуберт, В. Пизани, В. Бранденштейн, Д. Бонфанте, Т. Баррои, Р. Хаушильд и др.
На восточно-европейской локализации прародины ариев особенно настаивает В.И. Абаев. "Во всяких суждениях и гипотезах о древнейших миграциях индоиранских народов надо отправляться от юго-восточной Европы как исходной территории... Ни в середине, ни в начале II тыс. до н. э. ни о какой арийской общности уже говорить не приходится.

Ко 2-й половине этого тысячелетия не только иранская группа полностью обособилась, но внутри этой группы имели место дальнейшие глубокие дивергенции, в частности, скифские
наречия вели уже самостоятельное существование и имели сепаратные контакты с языками европейского круга. Ясно, что арийский период, т. е. период до распада арийской общности, надо отодвинуть на ряд столетий вглубь и относить к III тыс. до н. э.".


Исследуя направления и пути продвижения мидийцев и персов, Э.А. Грантовский доказал, что их движение шло с запада, от района озера Урмия на восток, а не с востока на запад, как часто, но без серьезного основания, считалось прежде. Э.А. Грантовский доказал, что ираноязычные эмигранты шли в Иран через Кавказ.
Исследователи в своем большинстве склонны считать скифов и сарматов также автохтонными жителями юга европейской части нашей страны. Обычно появление скифов в этой части нашей страны специалисты относят примерно к началу VIII в. до н. э.


По сообщению Геродота, сами скифы рассказывали, что от начала существования или от первого царя Таргитая до похода Дария прошло никак не больше тысячи лет. Об автохтонности скифов и их предшественников киммерийцев, которые считаются "отцами скифов", говорят прежде всего данные гидронимии и топонимии Восточной и частично Западной Европы, которые объясняются на языках североиранской группы. Дунай (немецкое название Донай), где присутствует скифское слово "дон" - "вода", "река" вошел в историю еще в первом тысячелетии до н. э.


Хроникальные свидетельства дошли до нас от Гекатея Милетского (546 - 472 гг. до н.э.), Геродота (484 - 423 гг. до н.э.), Полибия (201 - 120 гг. до н.э.), Страбона (58 г. до н.э.), Плиния Старшего, Овидия, Ариана, Птолемея (90 - 160 гг. н.э.) и т.д. Фрако-гетты называли Дунай Хистрос, Хистер или Истер; кельты - Данубис; даки и мезы именовали Дунай Донарис (румынское название Дунэря). В Певтингериновой таблице (III в. н. э.) река Дунай занесена на карту с удивительной точностью. Геродот перечисляет притоки Дуная (Истры). Левые притоки скифской стороны: Порат, Тиарант, Арар, Напарис, Ордесс. Гидроним Прут (скиф. Пората, Пиретос-Прут) этимологически объясняется из авестийского paretu - "широкий брод". В скифском это название звучит как Пората - "река", в осетинском соответствует апеллятиву форд (фурд) "большая река", "море". Параллельное название, встречающееся на древних картах - Alanus fluvius - "Аланская река". (Гагкаев Е. К. История, география и ономастика скифов //"Осетинская филология" 1981, с. 10.)


Обращает внимание на себя название притока Напарис. Это название распадается на Нап, ар, ис. Нап - собственное имя; ар - река и ис - греческое окончание, т. е. "река Нап". По сообщению Диодора, скифы завоевали область между Азовским морем и Главным Кавказским хребтом. Здесь появились на свет два брата Пал и Нап, отличившиеся доблестью. По имени каждого из них назвались народы, один - палами, другой - напами. В источниках упомянута "крепость Напит" или "крепость напитов".


Характерно, что Геродот упоминает приток Истры Напарис в V в. до н. э. на западе Скифии, тогда как сообщение Диодора относится к более позднему времени и говорит о противоположном направлении. Нап и Пал, скифские мифологические персонажи, очень древние по происхождению, что подтверждает автохтонность скифов.


Можно предполагать, что этнический термин "ас" местного киммерийско- скифского происхождения, что при миграции скифов из Юго-Восточной Европы через Кавказ в Переднюю Азию и на Восток он был занесен в страны Востока и там оставил свои следы в области религии, топонимии, гидронимии и ономастики, о которых мы говорили выше.

На главную страницу


Hosted by uCoz