Скифы и Кавказ в VIII-VII вв. до н.э. (карта)
В VIII-VII вв. до н.э. в степях Предкавказья сложился сильный союз иранских кочевых
племен европейских скифов. Их выход на арену мировой истории был подготовлен освоением
железной металлургии, развитием кочевого скотоводства и выдающимися достижениями
в военном деле. Общественный строй ранних скифов иногда называют военной демократией
- это переход от родоплеменного общества к государству и сословному разделению.
Демократия сохраняется в виде народного собрания, а война становится главным источником
богатства, которое позволяет выделившейся знати закрепить свое господство.
Предкавказскую степь скифы разделили с савроматами - своими родственниками и восточными
соседями. Начиная завоевание новых территорий, скифы столкнулись с другим объединением
иранских кочевников - киммерийцами. Проиграв скифам войну, киммерийцы уступили
им причерноморские земли и отправились походом на юг - в Закавказье и Переднюю
Азию. Следом за ними в 70-е гг. VII в. до н.э. в богатые страны Азии ворвались
скифы. Разгромив Урарту, Ассирию, Мидию, они дошли до Сирии и Египта. "Скифское
царство", созданное в Закавказье, служило базой для войн и набегов. Первым
царем, который возглавил скифов в переднеазиатских походах, был Ишпака. Следующий
грозный царь скифов - Партатуа. Его сын и наследник Мадий совершил последний грандиозный
поход, завершившийся двадцативосьмилетним господством в Азии.
Переднеазиатские походы дали мощный толчок социальному и культурному развитию
скифов. В VI в. до н.э. возникло Скифское государство. Под влиянием широких контактов
с народами Передней Азии и Кавказа сложились самобытные черты скифской классической
культуры.
Военные
маршруты скифов пролегали по северокавказским и закавказским землям. Скифы двигались
по перевальным дорогам и скоро освоили обе стороны Кавказского хребта. Приобретая
политическое господство над местным населением, скифы оседали в среде носителей
кобанской культуры. Подтверждением тесного взаимодействия скифов и кобанцев является
инвентарь кобанских могильников с VII в. до н.э. Известны изображения скифских
воинов на бронзовом поясе из Тли, глиняные фигурки бородатых скифов в типичных
остроконечных шапках.
Первоначально в горах оставались жить небольшие группы воинов, которые женились
на женщинах из кобанских племен. Скифские гарнизоны устанавливали контроль над
перевальными дорогами, по которым шли в азиатские походы конные отряды степняков.
Скифы были заинтересованы в союзе с кобанцами, помогавшими им преодолевать перевалы
и владевшими передовыми технологиями обработки металлов. Воинственные скифы не
только использовали кобанцев в качестве квалифицированных ремесленников, но и
активно вовлекали кобанскую аристократию в свои походы. Археология находит следы
кобанского присутствия в южных районах Закавказья и в Передней Азии. Также и кобанские
памятники эпохи скифских походов обнаруживают художественное влияние переднеазиатских
традиций.
Так
в VII в. до н.э. складывалось социально-политическое единство кобанского Центрального
Кавказа и скифского Предкавказья. В дальнейшем это единство превращается в этнокультурную
общность. К V в. до н.э. скифские элементы в материальной культуре центрально-кавказского
региона становятся настолько многочисленными, что археологи говорят о ее "скифоидном"
характере. Впоследствии новая, сармато-аланская волна иранских кочевников укрепила
политические и культурные позиции, завоеванные скифами. Скифо-сарматское посредничество
связало племена Центрального Кавказа с огромным миром евразийских степей и древних
цивилизаций. Скифы и сарматы создали высокую культуру, передовые формы хозяйства,
сложную общественную систему и основы государственной власти. Совершенно естественно,
что кобанское население ассимилировалось в скифо-сарматской среде.
На главную страницу