Сарматы (III в. до н.э. - I в. н.э.) (карта)
Древнейшая форма имени сарматов - "савроматы" - впервые встречается
у Геродота, который пересказал легенду о происхождении савроматов от брака скифских
юношей с амазонками. Античных писателей поражало почетное положение савроматских
женщин, их участие в общественной жизни и войнах. Авеста, священная книга Древнего
Ирана, упоминает савроматов-сарматов под именем "сайрима".
В IV в. до н.э. между Доном, Южным Приуральем и Аральским морем сформировались
грозные сарматские объединения, включившие также значительную часть сако-массагетских
племен. На рубеже IV и III вв. до н.э. началось активное наступление кочевников-сарматов
на Северное Причерноморье, Северный Кавказ и Среднюю Азию. В это время, подобно
скифам эпохи азиатских походов, сарматы переживали период военной демократии.
Быстро развивалось социальное неравенство. Военная знать, возглавившая племенные
союзы, стремилась укрепить свою власть захватом новых пастбищ и контролем над
богатыми земледельческими странами.
В III-II вв. до н.э. сарматы завоевали земли европейских скифов, которым удалось
удержать свое господство лишь в Крыму и Добрудже (причерноморская территория современной
Румынии). В конце III в. до н.э. сарматская царица Амага, защищая Херсонес от
враждебных скифов, свободно распоряжается властью в ослабевшей Скифии. В 179 г.
до н.э. известен царь сарматов Гатал, участвующий в международной жизни Малой
Азии и Северного Причерноморья. Во II-I вв. до н.э. Скифия стала называться Сарматией.
Река Танаис (Дон) считалась границей между Европейской Сарматией (Восточная Европа)
и Азиатской Сарматией, к которой принадлежали и кавказские земли. Скифские племена
вошли в состав сарматских союзов.
Успех сарматских завоеваний был бы невозможен без передового вооружения и военного
искусства. Сарматский период в истории военного дела - это время, когда увеличивается
значение тяжеловооруженной конницы и приемов ближнего боя. Основу войска ранних
сарматов все еще составляли легковооруженные конные лучники, одетые в кожаные
латы и шлемы. Но военное превосходство сарматов было создано дружинами тяжеловооруженных
всадников.
Численность таких отрядов и их роль в сарматском войске постоянно возрастала.
Защищенный панцирем из металлических или роговых пластинок и шлемом, знатный сарматский
воин опрокидывал противника копьем и добивал его длинным всадническим мечом. Своих
рослых породистых коней сарматские рыцари тоже облачали в специальные доспехи.
Крупнейшие сарматские союзы племен - языги, роксоланы, сираки, аорсы. Самые западные
сарматы - языги, набеги которых впервые достигли дунайских провинций Римской империи.
Роксоланы кочевали между Днепром и Доном, их зимники находились на побережье Азовского
моря. Наиболее развитой хозяйственной и социальной структурой отличались сираки,
подчинившие на Северо-Западном Кавказе земледельцев меотов и первыми из сарматов
создавшие свое государство. Но самыми сильными и многочисленными были аорсы. По
сообщению древнегреческого географа и историка Страбона, в одной из войн I в.
до н.э. царь сираков Абеак выставил 20 тысяч всадников, царь аорсов Спадин - 200
тысяч, а верхние аорсы - еще больше.
Аорсы контролировали удобные торговые пути, по которым шли караваны, перевозившие
на верблюдах индийские и вавилонские товары через Кавказ в волго-донские степи.
Одна из дорог в Переднюю Азию шла кавказским берегом Каспийского моря, а другая,
называемая Сарматской, проводила по долинам Терека и Арагвы. Важный торговый путь
вел по сарматским землям из Западной Европы через причерноморские и прикаспийские
степи в Приуралье, Среднюю Азию и Китай. В тесных политических, торговых и культурных
связях находились сарматы с Боспорским царством и городами Северного Причерноморья.
Часть сарматов на Кавказе и Нижнем Дону перешла к оседлому земледельческо-скотоводческому
хозяйству.
Военное сотрудничество, культурный и хозяйственный обмен, переход части кочевников
к оседлой жизни способствовали смешению сарматов с местным населением. Кавказ
издавна был неотъемлемой частью скифского мира. Сарматское завоевание только сменило
политические декорации и укрепило традицию скифской, (то есть иранской, арийской,
индоевропейской) культуры на Кавказе. Последние века до нашей эры были периодом
расселения сарматов не только в предгорьях, но и в горах. По сведениям античных
авторов и древнегрузинских летописей, Центральный Кавказ населяли скифо-сарматы.
Материальная культура сарматского времени имеет яркие отличительные черты, в числе
которых особый "сарматский" звериный стиль и полихромия - украшение
металлических изделий вставками из цветных камней. Характерной чертой сарматского
общества было применение эмблем, имевших функции тамги (знака собственности) и
герба.
Сарматские
группы, уходившие со II в. до н.э. на запад, расселились на нынешней территории
Румынии, Венгрии, Болгарии, Франции, Италии, Англии.
На главную страницу