НЕСКОЛЬКО ЗАМЕЧАНИЙ О ВОЗНИКНОВЕНИИ ЭТНОНИМОВ
"Кто
познал имена вещей, - говорил Платон, - тот познает вещи". Каждый народ,
большой или малый, имеет свое имя, название - этноним, который исторически обусловлен
и потому представляет огромную ценность. На территории европейской части нашей
страны в древности обитало много различных племен: киммерийцы, скифы, сарматы,
аланы, славяне, венеды, анты и т. д. Но кого обозначали и представляли эти племена,
что значило слово "Русь", из которого образован этноним "Россия"?
Здесь нет, как говорится, прямых ответов, нужны терпеливые поиски решений, способных
удовлетворить не только историков, лингвистов, но и специалистов других областей.
Сразу следует оговориться, что главная трудность разгадки этнического термина
"Русь" заключается в том, что в формировании этнонимов, топонимов, гидронимов
и ономастики европейской части нашей страны приняли участие народы и племена,
говорившие в основном на языках иранской группы, которые здесь уже не обитают.
Существует
положение, согласно которому народы и племена, сменяя друг друга па определенной
территории, не исчезают бесследно: каждое новое племя сохраняет что-то из полученного
от своих предшественников. Но существует и другое положение: далеко не всегда
этимологическая природа названия народа говорит о его происхождении. Современный
славянский болгарский народ сохраняет тюркский этноним. "Топонимика, - указывает
В. А. Серебрянников, - способна создавать по словообразовательным моделям конкретного
языка такие слова, которые в данном языке вообще ничего не означают". Это
положение имеет прямое отношение к происхождению названия "Русь".
Не
каждый народ вечен. Некоторые исчезли без следа - "погибоша аке обре".
В языке болгарского народа от волжских булгар осталось всего три слова, включая
и самоназвание, а венгры до сих пор говорят на языке, принесенном с Урала. Несмотря
на сильное латинское, романское влияние в Англии сохранился язык англосаксов.
Французы же унаследовали самоназвание у германских франков, язык - у римлян, физический
тип - у кельтов и галлов. Язык современных осетин - иранский, в материальной культуре
преобладают кавказские традиции, антропологический тип также кавказский.
Для
этнографии важно знать, как называет данный народ своих соседей. При этом необходимо
различать самоназвание и наименование, данное со стороны. В истории немало случаев,
когда народ именовал себя и свою страну по-своему, в отличие от чужеземцев. Еврейские
племена пользовались самообозначеннем ибри, "еврей", главным образом
в общении с иноплеменниками, между собой же чаще называли себя различными родоплеменными
обозначениями. К XIII в. до н. э. к югу и юго-востоку от Палестины из еврейских
скотоводческих племен образовался племенной союз с общим культом бога Яхве, принявший
название "Израиль", что означает "бог сражается". Немцы свою
страну называют "Дойчланд", себя "дойч", а русские их, - немцами,
страну - Германией. Древние иранцы название реки Синдху перенесли на страну -
Хинд, Хиндустан. Плиний Старший, Тацит, Птолемей называют славян венедами. Этим
именем называли славян их соседи немцы вплоть до позднего средневековья.
Как
правило, этноним завоевателей часто становится наименованием и для завоеванных
народов. Примеры перенесения названия завоевателей на завоеванное население мы
видим у франков (Франция), норманнов (Нормандия), лангобардов (Лангобардия), болгар
(Болгария) и т. д.
Закономерно и противоположное явление, когда завоеватели
наследуют этноним прежних обитателей завоеванной территории. Данное положение,
на наш взгляд, является ключом к разгадке этнического термина "Русь".
Случается и так, что в результате распада этнической общности некоторые обособленные
ее части сохраняют прежнее название целого, но с новым, узким значением. Если
этноним существует несколько столетий, то на современном этапе он может обозначать
совсем не тех, кого в начале.
Когда сведений о других народах и племенах недостаточно,
обычно распространяют название одного народа на его соседей. В этой связи для
русских вплоть до XVIII в. многие восточные народы именовались татарами, а северо-кавказские
- черкесами.
Для
определения сущности этнонима важное значение имеет положение, выдвинутое академиком
Б. А. Рыбаковым: "Название народности чаще всего восходит к названию первенствующего
союза племен, а тем самым может восходить и к имени отдельного племени, если оно
было ядром и гегемоном всего союза".
Естественно,
что чем крупней объект, тем устойчивее его название. Имя союза племен, полученное
когда-то от племени, возглавлявшего весь союз, скрывает от нас в большинстве случаев
наименования тех мелких племен, которые объединялись в союз. Это, в частности,
относится к скифам и сарматам. Немаловажно еще одно положение, высказанное С.
Б. Веселовским: "Можно сказать в виде общего правила, что чем старее топонимический
термин, тем больше вероятность, что он дошел до нас в измененном или искаженном
виде...".
"Счищая"
со сложных этнонимов позднейшие наслоения, можно попытаться заглянуть в их сердцевину,
добраться до источников, которые питали их в глубине тысячелетий. Именно такой
кропотливой работы требует раскрытие тайны загадочного этнонима "Русь".
На главную страницу