Осетия в XVIII в.


Переход от средневековья к современным формам организации общества принято называть "новым периодом" или "новым временем". Новое время для Осетии наступило в XVIII в. Главные причины столь позднего расставания со средневековьем - тяжелые последствия катастрофы ХIII-ХIV вв. и суровые природные условия горной Осетии.

В ХV-ХVII вв. смыслом осетинской истории было выживание народа, сохранение его этнического единства и культурной самобытности. В XVIII в. сформировались новые политические и идеологические приоритеты, в числе которых - гарантия внешней безопасности, возвращение равнинной территории на Северном Кавказе, возрождение
христианской традиции, письменности и школьного образования. Достигнутый уровень феодальных отношений требовал расширения хозяйственной базы и государственных форм политической организации. Достижение этих целей оказалось связано с осетино-российскими отношениями.


В образе России осетины увидели организованную силу государственности, способную противострять агрессии на севере и юге, вернуть равнинные земли, стать надежным тррговым партнером.


Новое время настоятельно потребовало общенародного лидера, готового отстаивать, национальные интересы. Таким лидером стал Зураб Магкаев, выдающийся рбщественный деятель, политик и диплрмат. XVIII век прошел для Осетии на путях, проложенных Зурабом Магкаевым.


Интересы Осетии совпали с внещнеполитическими планами Российской империи. Продвижение на Кавказ облегчало России выход к Черному морю, укрепляло южные рубежи государства против Ирана и Турции.


Выгодное расположение Осетии в самом сердце Кавказа, по обеим сторонам Главного хребта и на пересечении стратегических дорог - неизменная часть политических интриг XVIII в. Сильнейшие владетели Кабарды и Грузии не оставляли попыток военной силой или экономическим давлением подчинить себе пограничные осетинские общества и всячески препятствовали развитию осетино-российских отнсниений.


Крестьянские движения в Осетии XVIII в. имели как антифеодальные, так и политические цели. Борьба с турецкой агрессией 30-х гг. XVIII в. сменилась на осетинском юге восстанием 1737-1741гг. против экспансии Ирана. Восставшие в 1781г. дигорские крестьяне требовали от своих феодалов разорвать вассальные отношения с князьями Кабарды и подчиниться российской власти.


Начало дипломатическим отнощениям Осетий с Россией было положено в 1745г., когда постоянная связь между Осетией и Россией начала осуществляться через Осетинскую духовную комиссию, совмещавшую функции христианской миссии и политического представительства. В 1749г. осетинские общества приняли совместное решение о присоединении к России. На протяжении трех лет Осетия была представлена в Петербурге посольством во главе с Зурабом Магкаевым. В числе условий присоединения Осетии посольство обсудило с российским правительством вопросы внешней безопасности, переселения осетин на, предкавказскую равнину, создания осетинской школы, восстановления церковной организации. Россия проявила особую заинтересованность в разработке горнорудных богатств Осетии и в пользовании перевальными дорогами.
Официальное оформление присоединения было отложено до 1774 г. когда подписание Кучук-Кайнарджийского мирного договора с Турцией предоставило России свободу действий на Кавказе.


Выехавшие в Моздок осетинские представители 27 октября 1774 г. скрепили своими подписями пункты о подданстве осетин Российской империи. Тогда же осетины подали идею строительства русской крепости, которую предполагалось поставить у Татартупа. После подписания георгиевского трактата договора России с грузинским царством Картли-Кахети возникла новая задача - контроль над Дарьялской дорогой - и в 1784г. Была заложена крепость Владикавказ. Ее осетинское название "Дзауджикау" унаследовано от осетинской деревни, прежде расположенной на этом месте.


Во второй половине ХVIII в. в Осетию были направлены геологические экспедиции. Для передвижения воинских контингентов в Грузию Россия использовала осетинские перевальные дороги. С основанием Моздока и Владикавказа стало быстро расти число переселенцев на равнину - осетины поселялись в военных укреплениях или основывали самостоятельные селения.

 

С 1752 г. в Дзивгисе действовала первая школа, в 1764г. осетинская школа была открыта в Моздоке. Крупнейшим культурным достижением конца XVIII в. является издание в Москве первопечатной осетинской книги.

На главную страницу

Hosted by uCoz