Осетия в XVIII в.
Переход
от средневековья к современным формам организации общества принято называть "новым
периодом" или "новым временем". Новое время для Осетии наступило
в XVIII в. Главные причины столь позднего расставания со средневековьем - тяжелые
последствия катастрофы ХIII-ХIV вв. и суровые природные условия горной Осетии.
В ХV-ХVII вв.
смыслом осетинской истории было выживание народа, сохранение его этнического единства
и культурной самобытности. В XVIII в. сформировались новые политические и идеологические
приоритеты, в числе которых - гарантия внешней безопасности, возвращение равнинной
территории на Северном Кавказе, возрождение
христианской традиции, письменности
и школьного образования. Достигнутый уровень феодальных отношений требовал расширения
хозяйственной базы и государственных форм политической организации. Достижение
этих целей оказалось связано с осетино-российскими отношениями.
В
образе России осетины увидели организованную силу государственности, способную
противострять агрессии на севере и юге, вернуть равнинные земли, стать надежным
тррговым партнером.
Новое
время настоятельно потребовало общенародного лидера, готового отстаивать, национальные
интересы. Таким лидером стал Зураб Магкаев, выдающийся рбщественный деятель, политик
и диплрмат. XVIII век прошел для Осетии на путях, проложенных Зурабом Магкаевым.
Интересы
Осетии совпали с внещнеполитическими планами Российской империи. Продвижение на
Кавказ облегчало России выход к Черному морю, укрепляло южные рубежи государства
против Ирана и Турции.
Выгодное
расположение Осетии в самом сердце Кавказа, по обеим сторонам Главного хребта
и на пересечении стратегических дорог - неизменная часть политических интриг XVIII
в. Сильнейшие владетели Кабарды и Грузии не оставляли попыток военной силой или
экономическим давлением подчинить себе пограничные осетинские общества и всячески
препятствовали развитию осетино-российских отнсниений.
Крестьянские движения в Осетии XVIII в. имели как антифеодальные, так и политические
цели. Борьба с турецкой агрессией 30-х гг. XVIII в. сменилась на осетинском юге
восстанием 1737-1741гг. против экспансии Ирана. Восставшие в 1781г. дигорские
крестьяне требовали от своих феодалов разорвать вассальные отношения с князьями
Кабарды и подчиниться российской власти.
Начало
дипломатическим отнощениям Осетий с Россией было положено в 1745г., когда постоянная
связь между Осетией и Россией начала осуществляться через Осетинскую духовную
комиссию, совмещавшую функции христианской миссии и политического представительства.
В 1749г. осетинские общества приняли совместное решение о присоединении к России.
На протяжении трех лет Осетия была представлена в Петербурге посольством во главе
с Зурабом Магкаевым. В числе условий присоединения Осетии посольство обсудило
с российским правительством вопросы внешней безопасности, переселения осетин на,
предкавказскую равнину, создания осетинской школы, восстановления церковной организации.
Россия проявила особую заинтересованность в разработке горнорудных богатств Осетии
и в пользовании перевальными дорогами.
Официальное оформление присоединения
было отложено до 1774 г. когда подписание Кучук-Кайнарджийского мирного договора
с Турцией предоставило России свободу действий на Кавказе.
Выехавшие
в Моздок осетинские представители 27 октября 1774 г. скрепили своими подписями
пункты о подданстве осетин Российской империи. Тогда же осетины подали идею строительства
русской крепости, которую предполагалось поставить у Татартупа. После подписания
георгиевского трактата договора России с грузинским царством Картли-Кахети возникла
новая задача - контроль над Дарьялской дорогой - и в 1784г. Была заложена крепость
Владикавказ. Ее осетинское название "Дзауджикау" унаследовано от осетинской
деревни, прежде расположенной на этом месте.
Во
второй половине ХVIII в. в Осетию были направлены геологические экспедиции. Для
передвижения воинских контингентов в Грузию Россия использовала осетинские перевальные
дороги. С основанием Моздока и Владикавказа стало быстро расти число переселенцев
на равнину - осетины поселялись в военных укреплениях или основывали самостоятельные
селения.
С
1752 г. в Дзивгисе действовала первая школа, в 1764г. осетинская школа была открыта
в Моздоке. Крупнейшим культурным достижением конца XVIII в. является издание в
Москве первопечатной осетинской книги.
На главную страницу