Осетия в конце XIX - начале XX в.
Девятнадцатый
век, эпоха зарождения и развития буржуазных отношений в Осетии, стал временем
становления осетинской нации и формирования осетинской национальной культуры.
Переход в государственное состояние и поворот традиционного общества к просвещению,
крушение феодализма и вовлечение Осетии в систему мировых экономических связей
приведи к преодолению сословности и регионализма, ускорили консолидацию народа,
потребовали осознания национальных интересов.
Реформы
управления Кавказом, проведенные в 60-е гг. XIX в., сделали территориально-административное
разделение Осетии менее дробрым. Было введено городское и сельское самоуправление
с выборными должностями. С 1871 г. в Осетии действовали общероссийские нормы судопроизводства.
Развитие капитализма подчинило осетинскую деревню интересам рынка, изменило специализацию
сельского хозяйства и весь уклад жизни. Производство товарного хлеба потребовало
механизации труда и новых агротехнических приемов.
Характерной чертой аграрного капитализма в Осетии было широкое развитие крестьянской аренды на землях крупных собственников и казачьих станиц. Земельный голод, нараставший с естественным увеличением населения, породил массовое отходничество (поиск крестьянами работы в промышленных центрах) и социальную категорию "временнопроживающих" (безземельных горцев, переселявшихся в равнинные села без права на общинный надел).
Главные
цели крестьянского движения в Осетии - возвращение лесов, отобранных в казну,
и горных пастбищ, закрепленных за бывшими помещиками; освобождение от государственных
повинностей; борьба против злоупотреблений администрации и землевладельцев.
Последняя
треть XIX - начало XX в, - время быстрого роста промышленности и торговли, формирования
рабочего класса и развития рабочего движения. Наибольшее значение для экономики
Осетии имела промышленная добыча и переработка полиметаллических руд. С постройкой
в 1875 г. железной дороги
Владикавказ стал важной перевалочной базой в торговле
России со странами Ближнего Востока.
Вторая
половина XIX - первая четверть XX в. стали для Осетии эпохой Национального Возрождения.
Отсутствие
национальной государственности и территориально-административное расчленение Осетии
сделали культуру главным фактором консолидации, опорой национального самосознания.
Многочисленная осетинская интеллигенция объединила в своих рядах выходцев из разных
социальных слоев и сумела выразить общенародные интересы. Развитие системы просвещения,
появление профессиональной литературы и искусства, создание библиотек и театральных
кружков, издание осетинских книг, газет и журналов превратили Осетию в единое
пространство национальной культуры. Осью культурной централизации был город Владикавказ
- по определению Коста Хетагурова, "умственный и административный центр осетин".
На рубеже
XIX и XX вв. осетинская общественная мысль перестала мириться с колониальным положением
народа, лишенного политического единства и не имеющего школы на родном языке.
Начался подъем освободительного движения. Художественное творчество и письменная
культура сделались неотъемлимой частью общественной жизни.
Универсальным символом национальной культуры и освободительной борьбы стал Коста Хетагуров - народный заступник и великий поэт, публицист, художник. Национальная идея и двуединая задача просвещения и освобождения народа выдвинули целую плеяду подвижников народного дела, выдающихся представителей литературы и искусства, науки и общественной мысли.
В их числе - создатели классической литературной традиции Сека Гадиев, Блашка Гурджибеков, Александр Кубалов, Арсен Коцоев, Елбасдуко Бритаев, Георгий Малиев, Созур Баграев, Илас Арнигон, Алихан Токаев; основоположники профессионального изобразительного искусства Махарбек Туганов, Сосланбек Едзиев, Сосланбек Тавасиев; композиторы Ахполат Аликов и Борис Галаев; общественные деятели и публицисты Алихан Ардасенов, Афако Гасиев, Гаппо Баев, Ахмет Цаликов, Георгий Цаголов, Сослан Темирханов и другие.
На главную страницу