Осетия в середине XIX в.
Во
второй трети XIX в. продолжался сложный политический процесс взаимного приспособления
Осетии и России. Совершенствуя административную систему, власти стремились учитывать
исторические особенности политической организации осетин.
Развитие
методов управления основывалось на использовании институтов осетинской гражданской
общины: традиционных форм народного представительства и посреднического суда.
Но главным принципом в установлении имперской администрации был не этнический,
а территориальный. Важнейшим его дополнением служила на Кавказе военно-стратегическая
целесообразность. Поэтому при создании российского управления Кавказом Осетия
была разделена между несколькими территориально-административными единицами Северного
Кавказа и Закавказья.
Середина
XIX в. - период ускоренных сдвигов в экономической, социальной и культурной жизни
Осетии. Освоение плодородной равнины изменило специализацию, техническое оснащение
и формы ведения хозяйства. Расширились связи со всероссийским рынком, быстро выросло
товарное производство в сельском хозяйстве и ремесле. Появились первые промышленные
предприятия.
В
новых условиях наиболее устойчивым и жизнеспособным хозяиственным организмом оказалась
крестьянская ферма. Свободное осетинское крестьянство ожидало и требовало от правительства
землевладельческих прав и социальных гарантий. Широкую волну крестьянских выступлений
вызвала попытка властей поддержать притязания грузинских князей на земли в закавказской
Осетии.
Вершиной народного гнева стало восстание 1848-1850 гг., возглавленное Махаматом Томаевым. Восстание подавили российские войска, но вскоре правота осетин была подтверждена решением Сената. Еще раз признав независимость южных осетин, Сенат отвел все притязавдя Грузии на власть в южных осетинских обществах.
На севере социальный конфликт между знатью и крестьянством, возникший по поводу прав на равнинную землю, закончился крушением всей системы феодальной зависимости. Перестав выполнять повинности, крестьяне продолжали пользоваться землей. Правительство отказалось защищать интересы осетинских помещиков, считая экономической и политической опорой государства свободное крестьянское хозяйство. С 1853 по 1867 г. в Осетии была проведена крестьянская реформа. Ее основные принципы - наделение осетинских сельских общин казенной землей, личная свобода всех сословий, раздельное поселение бывших господ и их подвластных, а также христиан и мусульман.
В
середине XIX в. на Осетинской равнине сформировалась новая система поселений.
Для размещения казачьих станиц были передвинуты осетинские деревни и сокращены
их земельные наделы. Казачья кордонная линия создавалась для охраны Военно-Грузинской
дороги и преграждения связей между восточными и западными очагами Кавказской войны.
В ходе крестьянской реформы жители небольших осетинских деревень были собраны
в крупные селения, а мусульманское меньшинство впервые в осетинской истории расселено
отдельно от христиан.
Реформа
имела и драматические последствия. Около четверти населения северных обществ,
в том числе большинство знати, исповедовало ислам. Не желая мириться с потерей
феодальных привилегий, аристократическая оппозиция возглавила движение за переселение
в Турцию. Генерал Мусса Кундухов стал главным идеологом и вождем переселенцев-мухаджиров.
Их число доходило до трех тысяч человек. Это были представители наиболее престижных
и социально активных групп населения.
В
середине XIX в. в Осетии совершился культурный переворот - общество обратилось
к развитию школьного образования, преодолению сословных предрассудков и регионального
разделения Осетии. Объединив в своих рядах выходцев из разных слоев, осетинская
интеллигенция занялась просвещением народа. Вышедшая в 1844 г. "Осетинская
грамматика" Андрея Шегрена заложила основу для научного изучения осетинского
языка, сделала общедоступным овладение осетинской грамотой. Особую роль в развитии
образования сыграли осетинские священники во главе с Аксо Колиевым и Иосифом Чепиговским.
Начало собиранию и изучению народной культуры положили этнографы и фольклористы
Василий Цораев, Иналук Тхостов, Джантемир и Гацир Шанаевы.
На главную страницу