Осетия в XV - начале XVIII в.(карта)
События XIII-XIV вв. стали катастрофой для Алании. Ее равнинные земли опустели.
Небольшие по численности группы осетин, сохранившие жизнь и надежду на будущее,
укрепились в горных ущельях, а равнина в XV-XVI вв. была освоена адыгами-кабардинцами,
пришедшими из Западного Предкавказья. Ущелья, в которых сложилось смешанное алано-тюркское
население, стали родиной балкарцев и карачаевцев. Осетины сохранили за собой лишь
юго-восточную горную окраину разрушенного Аланского государства. Горное земледелие
было малопродуктивным и не очень надежным. Важнейшей отраслью хозяйства стало
скотоводство. Продукты сельского хозяйства, ремесла и домашних промыслов обменивали
через заезжих купцов или торговые центры Закавказья.
В естественных границах большого ущелья или нескольких каньонов и горных долин,
разделенных невысокими перевалами, в XV-XVII вв. сложились осетинские общества.
Все они были либо самостоятельными гражданскими общинами, либо союзами соседствующих
общин.
Осетинская
гражданская община - традиционная индоиранская (арийская) форма социальной организации.
Население такой общины делилось на три колена, каждому из которых принадлежала
своя часть территории. Идеология общинного единства опиралась на предание о происхождении
всех граждан от общего предка и трех его сыновей, именами которых назывались три
колена. Типичным примером гражданской общины было Алагирское общество. По преданию,
древние колена алагирцев произошли от прародителя осетин Ос-Багатара. Трое его
сыновей -Кусагон, Царазон и Сидамон воплощали три социальные функции ариев: религиозную,
военную и производительную. Территория Алагирского общества состояла из трех частей,
занимаемых коленами Кусагонта, Царазонта и Сидамонта. Система поземельных прав,
социальных и политических связей строилась как иерархия коллективов, в которые
входил рядовой гражданин: семья - фамилия - селение - колено - гражданская община.
Гражданина, то есть полноправного члена гражданской общины, называли уазданом.
Звание уаздана передавалось по наследству.
Фундаментом
политического устройства гражданской общины являлся Ныхас - собрание народных
депутатов, опиравшееся на многоступенчатую систему местного самоуправления - квартальные,
общесельские и коленные ныхасы. Правомочность Верховного Ныхаса определялась присутствием
депутатских групп от трех колен. Тот же принцип соблюдался при формировании войска,
при выборе посреднического суда.
Различия в природных ресурсах, военно-стратегическом
положении, политических связях обусловили неравномерность развития и региональные
особенности разных районов Осетии. Общие черты феодальных отношений в Осетии -
собственность знати на альпийские пастбища (базу горного скотоводства); личная
свобода крестьянина-арендатора, обязанного владельцу земли рентой и военной службой;
многочисленный слой независимых общинников, владевших наследственными участками
земли.
Территория
каждого осетинского общества была защищена сложной системой оборонительных сооружений,
отлаженным механизмом военного и таможенного контроля над дорогами и перевалами.
Укрепления и крепости в Осетии всегда соседствуют с храмами и святилищами, составляя
завершенный военно-идеологический комплекс, совмещающий функции духовной и стратегической
безопасности.
Местные особенности осетинских обществ не мешали народу осознавать традиционное
единство, сложившееся в государственную эпоху, да и соседи воспринимали Осетию
как единую страну. Сохраняя суверенитет и независимость внутренней жизни, общества
объединялись для военной и внешнеполитической деятельности. В тех особых случаях,
когда решались судьбы всего народа, созывался Всеосетинский Ныхас.
Иными словами, Осетия эпохи горных обществ это конфедерация самоуправляющихся областей. Сохранение в гражданской общине древних форм общественной жизни и народной культуры помогло уберечь основу этнического, культурного и политического единства Осетии.
На главную страницу