Осетия в XV - начале XVIII в.(карта)


События XIII-XIV вв. стали катастрофой для Алании. Ее равнинные земли опустели. Небольшие по численности группы осетин, сохранившие жизнь и надежду на будущее, укрепились в горных ущельях, а равнина в XV-XVI вв. была освоена адыгами-кабардинцами, пришедшими из Западного Предкавказья. Ущелья, в которых сложилось смешанное алано-тюркское население, стали родиной балкарцев и карачаевцев. Осетины сохранили за собой лишь юго-восточную горную окраину разрушенного Аланского государства. Горное земледелие было малопродуктивным и не очень надежным. Важнейшей отраслью хозяйства стало скотоводство. Продукты сельского хозяйства, ремесла и домашних промыслов обменивали через заезжих купцов или торговые центры Закавказья.


В естественных границах большого ущелья или нескольких каньонов и горных долин, разделенных невысокими перевалами, в XV-XVII вв. сложились осетинские общества. Все они были либо самостоятельными гражданскими общинами, либо союзами соседствующих общин.


Осетинская гражданская община - традиционная индоиранская (арийская) форма социальной организации. Население такой общины делилось на три колена, каждому из которых принадлежала своя часть территории. Идеология общинного единства опиралась на предание о происхождении всех граждан от общего предка и трех его сыновей, именами которых назывались три колена. Типичным примером гражданской общины было Алагирское общество. По преданию, древние колена алагирцев произошли от прародителя осетин Ос-Багатара. Трое его сыновей -Кусагон, Царазон и Сидамон воплощали три социальные функции ариев: религиозную, военную и производительную. Территория Алагирского общества состояла из трех частей, занимаемых коленами Кусагонта, Царазонта и Сидамонта. Система поземельных прав, социальных и политических связей строилась как иерархия коллективов, в которые входил рядовой гражданин: семья - фамилия - селение - колено - гражданская община.
Гражданина, то есть полноправного члена гражданской общины, называли уазданом. Звание уаздана передавалось по наследству.


Фундаментом политического устройства гражданской общины являлся Ныхас - собрание народных депутатов, опиравшееся на многоступенчатую систему местного самоуправления - квартальные, общесельские и коленные ныхасы. Правомочность Верховного Ныхаса определялась присутствием депутатских групп от трех колен. Тот же принцип соблюдался при формировании войска, при выборе посреднического суда.
Различия в природных ресурсах, военно-стратегическом положении, политических связях обусловили неравномерность развития и региональные особенности разных районов Осетии. Общие черты феодальных отношений в Осетии - собственность знати на альпийские пастбища (базу горного скотоводства); личная свобода крестьянина-арендатора, обязанного владельцу земли рентой и военной службой; многочисленный слой независимых общинников, владевших наследственными участками земли.


Территория каждого осетинского общества была защищена сложной системой оборонительных сооружений, отлаженным механизмом военного и таможенного контроля над дорогами и перевалами. Укрепления и крепости в Осетии всегда соседствуют с храмами и святилищами, составляя завершенный военно-идеологический комплекс, совмещающий функции духовной и стратегической безопасности.


Местные особенности осетинских обществ не мешали народу осознавать традиционное единство, сложившееся в государственную эпоху, да и соседи воспринимали Осетию как единую страну. Сохраняя суверенитет и независимость внутренней жизни, общества объединялись для военной и внешнеполитической деятельности. В тех особых случаях, когда решались судьбы всего народа, созывался Всеосетинский Ныхас.

Иными словами, Осетия эпохи горных обществ это конфедерация самоуправляющихся областей. Сохранение в гражданской общине древних форм общественной жизни и народной культуры помогло уберечь основу этнического, культурного и политического единства Осетии.

На главную страницу


Hosted by uCoz