ИСТОРИК 3. ЧИЧИНАДЗЕ ОБ ОСЕТИНАХ


По известному историку Дмитрию Бакрадзе, слово "Кавказ" пришло из Индии, от Азов или Асов - ныне осетин. Также слово было распространено у предков осетин и самих осетин, живших в их древних местностях...


В глубокой древности в Кавказских горах осетины жили в большом количестве. Они Были первыми обитателями здесь в ту пору. К сожалению, хотя бы даже в незначительном количестве, то это тоже являются еще одним неоспоримым доказательством мощности этой нации в прошлом. Впоследствии осетины снова увеличились в численности, и снова значительно возросла их мощь. В V-VI вв. до христианской эры они имели большое влияние на все народы востока... Осетины были сильны как по своей численности, так и укрепленностью страны, а также в смысле образования...


На основании доводов историков мы должны указать и то, что дружба между грузинами и осетинами наблюдалась с первых же дней их появления на Кавказе...
По нашему мнению и заключению некоторых знатоков истории, осетины издавна были многочисленнее и сильнее картлосов, гаосов и других коренных или пришедших на Кавказ из Индии племен.


В "Жизни Картли" уже со времени царствования Фарнаваза ясо определяются осетинские цари, их общественное положение и их деяния. Надо сказать, что если бы не осетины и их сила, Парнаоз (Фарнаваз) не добился бы ни каких успехов. Даже с помощью Куджи у него не было столь многочисленного войска, он бы никогда не взошел на престол в Мцхете...


...Грузинский народ не хотел признавать Саурмага как царя и ополчился против него. Грузины затеяли убийство своего царя. Саурмаг узнал об этом и уехал к своему двоюродному 6paтy по матери, который в это время был царем Осетии. Осетинский царь напомнил о деятельности Парнаоза осетинам, этим он легко собрал осетин и двинулся в поход на Картли. Войска беспрепятственно перешло горы и долины. Никто не мог противостоять ему, так как оно было многочисленно. Его было столько, сколько составляла половина всего населения Кавказских гор. С помощью осетин Саурмаг победил Картли и взошел на царский престол в Мцхете. Завершив поход, осетины вместе со своим царем вернулись домой.


Мы должны помнить и то, что грузины и осетины издревле были в тесном добрососедстве друг с другом... Подобные братские узы у них были настолько крепки, что само название грузинского города "Цхета" (Мцхета), который во время царствования Мириана называли новым Иерусалимом и в огромное значение которого верили осетинский народ и их цари Пероша и Кавция, произошло от осетинского слова "сыхагта" (соседи).


У грузин и осетин одна история перехода в христианскую веру, В осетинской книге неизвестного автора также подчеркивается, что осетины приняли крещение от святой Нины...
То, что апостол Андрей был в Грузии и Осетии, - это сущая быль. То, что святая Нина несколько раз ездила в Осетию, также не подлежит сомнению. То, что они оба оказали большое влияние на Осетию в делах христианизации, - неоспоримый факт. Основываясь на сведениях грузинской истории, мы скажем следующее: "Никто не в силах отнять у осетин их богатой истории, никто не может приписать им ни дикарства, ни бескультурности, ни такого, что у них не было азбуки". Осетины строили церкви, у них были мастера, знающие искусство такого строительства и пр. Кроме того, они хорошо владели грамотой... Осетины познали христианство с самого начала христианской эры... Оно у них было высоко чтимо. В этом отношении они служили в свое время примером.


Осетины были известны в Византии и в самом Риме своим почитанием христианства и покровительством христианам... За их горское воспитание, своеобразную жизнь, нравственность римляне симпатизировали осетинам. Поэтому римо-византийцы часто приезжали в Осетию...
В Осетии с дохристианских времен жило много римлян и византийцев, которые зачастую бежали сюда. Среди них были передовые люди, бежавшие от римского правительства.
Осетины в то время (во время царствования Вахтанга Горгасала) были сильны в военном отношении, они так запугали грузин, что те продолжительное время не смели никнуть ни слова. Даже тогда, когда Вахтангом была объявлена война, они боялись осетин, и относительно победы никто не дал определенного ответа... Вахтангу в это время было 16 лет. Через своего посла он обратился за помощью к своему дяде Бакуру. Тот с удовольствием обещал Вахтангу помощь, так как его страна была под осетинской зависимостью. "Вахтанг собрал 100 тысяч всадников, 60 тысяч пеших воинов своих, к ним прибавилось 12 тысяч всадников, посланных Варазом Бакуром". Таким образом у Вахтанга образовалось войско из 172 тысяч воинов... Отсюда видно, что осетинское население исчислялось миллионами. Потому-то и понадобилось Вахтангу такое большое войско...

Следует не забывать, что с 485 года в Осетии наступил прогресс, как в отношении вооруженных сил, их воинского мастерства, так и во всей остальной жизни... С IV века Осетия приобретает вполне достойную того времени культуру. К сожалению, этот же расцвет становится предметом зависти со стороны некоторых соседних наций. В середине V века разные горские племена начинали ураганные походы против осетин.

Старинная рукописная книга, наряду с описанием разных народностей, местами говорит и об осетинах тоже. Сведения, которые дает эта книга, я привел доподлинно, они ж сходятся и со сведениями нашей "Жизни Картли". "Осетины - дети высоких гор. Вместе с тем они богатыри, убежденные христиане. Бесцельного кровопролития и зависти у них не существует. Они гостеприимны, нутром чувствуют врага, с врагом сражаются по богатырски. Победителем считают того, кто победит в бою один на один. Видно, что осетинские цари и старшины лучше всех знали цену человеческой крови и ценили ее очень высоко, гораздо выше, чем цивилизованные европейцы нашего времени, которым нипочем кровь их подвластных".

С другими соседскими племенами осетины имели большее родство, нежели с грузинами, но, несмотря на это, они избегали неприятностей с последними, а с первыми имели частые столкновения. Вот, например:

Кабардинцы: соседи и родственники осетин, но между ними происходили частые столкновения на почве христианской веры. Кабардинцы часто нападали на осетин, так как осетины имели превосходство перед ними во всех отношениях.

Черкесы: осетины их называли "касагами". Тоже часто сражались с осетинами, но всегда оставались побежденными.

Чеченцы: осетины их называли "цацан". Эти тоже довольно часто боролись против осетин. В боях каждый раз брали верх осетины, так как осетины стояли выше их по общему развитию, воинскому мастерству, мобилизационной готовности и многим другим (качествам).

Лезгины: осетины их называли "кумык". Неоднократно воевали с осетинами и, несмотря на то, что численно превосходили осетин, последние неизменно побеждали их.

Ингуши: осетины называли их "макал". В отношениях с осетинами было такое же положение.

По сравнению с указанными народами, осетины всегда были более сильны и пользовались большей известностью.


Начиная от царя Фарнаваза, многие грузинские цари женились на осетинских царевнах. Во дворах грузинских царей осетинки пользовались большим почетом. Сам внук Давида Строителя царь Дмитрий женил своего любимого сына Георгия III на осетинской царевне Будурхан, которая является матерью царицы Тамары. Будурхан росла и воспитывалась в доме знаменитого царя Худана. Осетинки вообще хорошо воспитывались, а особенно в этом отношении отличался дом Худана. Жена Худана была умной женщиной. Она учила осетинок читать и писать по-грузински, по-арабски, по-гречески, учила их шить и кроить. Все эти знания принесла Будурхан из своей страны в Грузию. Относительно Будурхан в "Жизни Картли" говориться: "Царь Дмитрий еще при жизни женил своего сына на дочери осетинского царя Худана, по имени Будурхан. Такого совершенства, как Будурхан, не видывала еще Картли. Она была не обыкновенна, вполне достойна своего мужа. Муж ее был высокий, стройный, красивый мужчина. Такой же красавицей была и Будурхан. Описать ее красоту в словах невозможно.Ее имя было известно всем. Ее воспитанницей была и ее дочь Тамара". Эта выписка приведена для того, чтобы никто не сомневался в высоком достоинстве осетинских царей...


После царя Георгия царствовала Тамара. Тамара с детства любила Осетию и большую часть своей жизни проводила в Осетии. Она хорошо знала осетин и их страну, так как в это время осетины были общеизвестны во многих делах. Вся Грузия хорошо знала отношение Тамары к осетинам.
Наш летописец XI-XII Веков так характеризует осетин: " Осетины XII века являются убежденными христианами. Это достойный почтения народ. Они любят родниться и любят своих родственников, умеют хранить дружбу, познавать врага. Осетины не лживы, не изменники, никогда никого не подводят, любят поддерживать соседство, хлебосольны, хорошо умеют править страной, отличные воины, прекрасно владеют оружием... Умеют строить отличные башни, крепости, замки, мосты, переправы, все, что необходимо в войне... Исключительно высоко у них почитание старших, особенно стариков". (Это сохранилось и поныне.) Вот так пишет об осетинах наш летописец. Нами к этой записи ничего не добавлено. Некоторые могут сказать, что мы расхваливаем осетин, что это лицемерие, но ничего подобного здесь не имеет место. Мы пользуемся только материалами летописца.


Тамара знала Давида-Сослана издавна. Они даже дружили между собой... Умная тетя Тамары - Жена осетина, Русудан, избрала своего воспитанника Давида-Сослана. Это приветствовали все грузины, сама Тамара тоже не возражала... После больших приготовлений Давида-Сослан выехал в Тифлис во дворец Тамары... Царский дворец находился в Дидубе, венчание произошло во дворцовой церкви.


В XI веке известен царь Урдур, который имел дружественные отношения с Багратом IV. Баграт IV женился на дочери Урдура - Борене, которая является знаменитым лицом в истории Грузии. Портрет Борены в древности был изображен на стене Гелатского собора. Баграту IV в борьбе против Падлана отличнопомогал брат Борены Дурдулель, с помощью которого Баграт IV победил арабов и изгнал их из Грузии. В 20-х годах XIII столетия Давид Строитель сближается с Осетией и осетинским престолом... В этом же веке на дочери осетинского царя Худана Бурдухан женится Георгий III. В XII веке Осетия была уже столь передовой, что сестра Георгия III Русудан выходит замуж за осетинского старшину. В XII веке численность осетин достигает двух миллионов человек. Нас не должно удивлять то, что численность осетин сейчас небольшая. До половины XIIIвека их было два миллиона человек, а позже это количество стало сокращаться, чему способствовали набеги, войны, погромы, переселения, увод осетин в плен и пр.

Давида-Сослан и Тамара часто ездили в Осетию. Это вызвало всеобщую любовь осетин к Тамаре. С помощью Давида Тамара вскоре изучила осетинский язык.


"Жизнь Картли" утверждает, что Давида-Сослан является сыном осетинского царя. Если , таким образом, считать осетином сына Давида-Сослана Лаша Георгия, а следовательно, и его сына Давида, то видно будет, что эти цари существовали еще во второй половине XIII века, так как сын Лаша Георгия Давид умер в 1269 году.


Учебные заведения существовали у осетин еще в далекой древности. В XI веке супруга Баграта IV Борена была настолько образованной, что она хорошо знала византийский, римский, грузинский языки, историю этих народов и вместе с тем осетинский язык. Эта умная женщина родилась и выросла в Осетии, других стран она не видела никогда. Всю свою просвещенность и свое образование она приобрела в осетинских школах... Второй пример: Дочь осетинского царя Худана Будурхан была столь просвещенной и общеизвестной, что кроме Осетии о ней знала вся Грузия. Все знания она также приобрела в Осетии. Третий пример: Давида-Сослан..., сын осетинского царя Джандероза, воспитывался в Осетии и там же получил образование. Он знал греческий, латинский, татарский, осетинский, грузинский и другие языки. Он был создателем грузинских книг, автором которых являлся сам...

Этих примеров достаточно для того, чтобы утверждать, что у осетинского народа есть свое богатое прошлое, своя самобытная история.

1915 г.

На главную страницу

 

Hosted by uCoz