Ударные инструменты
Группа ударных инструментов в осетинском музыкальном инструментарии представлена в основном тремя инструментами - гуымсæг, дала и къæрцгæнæг. По существу это двухсторонний кавказский барабан, бубен и род трещотки. По подгруппам они распределяются следующим образом:
1. Мембранные: гуымсæг,
дала.
2. Самозвучащие: къæрцгæнæг.
Как видим, по сравнению
с другими группами инструментов эта группа более чем скромна как по количеству
входящих в нее инструментов, так и по их разнообразию. К тому же назвать их
исконно осетинскими (особенно первые два) без соответствующих оговорок несколько
рискованно - слишком давно они получили широкое распространение почти у всех
народов мира. Приписывание их изобретения одному какому-то конкретному народу
(даже отдельному региону!) вряд ли наведет на правильный путь в поисках генезиса
ударных инструментов, т.к. огромное множество одних и тех же видов их, как известно,
возникло на соответствующем уровне исторического развития у каждой этнической
общности независимо друг от друга.
Говоря об ударных инструментах
осетин, очевидно, правильнее будет считать их общерегиональными, т.е. общекавказскими,
т.к. и функционально, и по исполнительским особенностям осетинский "гуымсæг"
мало (или почти) не отличается, скажем, от грузинского "доли", армянского
"доол", азербайджанского "нагара", дагестанского и чечено-ингушского
"гавал" и т.д. Так же никакой разницы нет между осетинским "дала"
и грузинским "дайра", армянским "даф" - "дэф"
- "дапп" - "хавал", азербайджанским "даф", дагестанским
и чечено-ингушским "тэп" и т.д.
Разумеется, мы не имеем
в виду своеобразия национальных транскрипции названия инструментов, т.к. называя
инструменты словопонятиями собственного лексического фонда, каждый народ, естественно,
и допустить не может, что тот или иной инструмент может оказаться привнесенным
его далекими предками из другой среды. Но нередко это именно так и бывает. Такая
иллюзия часто создавалась в прошлом почти у всех народов того или иного региона,
когда, скажем, плуг у каждого из них назывался по-своему и даже не Допускали
мысли о его заимствовании.
"...Некоторые инструменты - пишет видный инструментовед И.В. Мациевский, - переносятся из одной среды в другую, практически не меняя конструкции, материала и способа изготовления, строя, тембро-музыкальных качеств, а также принципов звукоизвлечения и характера исполнительства на них...
Другие инструменты адаптируются
в новой среде, новой музыкальной культуре, приспосабливаясь к иной музыкально-стилевой
системе, подвергаются народными мастерами более или менее существенным трансформациям...".
Сказанное прямо относится и к гуымсаег, и к дала. Что касается къæрцгæнæг,
то некоторые особенности в его конструкции заставляют нас не спешить с обобщениями.
На главную страницу