Ударные инструменты

Группа ударных инструментов в осетинском музыкальном инструментарии представлена в основном тремя инструментами - гуымсæг, дала и къæрцгæнæг. По существу это двухсторонний кавказский барабан, бубен и род трещотки. По подгруппам они распределяются следующим образом:

1. Мембранные: гуымсæг, дала.
2. Самозвучащие: къæрцгæнæг.

Как видим, по сравнению с другими группами инструментов эта группа более чем скромна как по количеству входящих в нее инструментов, так и по их разнообразию. К тому же назвать их исконно осетинскими (особенно первые два) без соответствующих оговорок несколько рискованно - слишком давно они получили широкое распространение почти у всех народов мира. Приписывание их изобретения одному какому-то конкретному народу (даже отдельному региону!) вряд ли наведет на правильный путь в поисках генезиса ударных инструментов, т.к. огромное множество одних и тех же видов их, как известно, возникло на соответствующем уровне исторического развития у каждой этнической общности независимо друг от друга.

Говоря об ударных инструментах осетин, очевидно, правильнее будет считать их общерегиональными, т.е. общекавказскими, т.к. и функционально, и по исполнительским особенностям осетинский "гуымсæг" мало (или почти) не отличается, скажем, от грузинского "доли", армянского "доол", азербайджанского "нагара", дагестанского и чечено-ингушского "гавал" и т.д. Так же никакой разницы нет между осетинским "дала" и грузинским "дайра", армянским "даф" - "дэф" - "дапп" - "хавал", азербайджанским "даф", дагестанским и чечено-ингушским "тэп" и т.д.

Разумеется, мы не имеем в виду своеобразия национальных транскрипции названия инструментов, т.к. называя инструменты словопонятиями собственного лексического фонда, каждый народ, естественно, и допустить не может, что тот или иной инструмент может оказаться привнесенным его далекими предками из другой среды. Но нередко это именно так и бывает. Такая иллюзия часто создавалась в прошлом почти у всех народов того или иного региона, когда, скажем, плуг у каждого из них назывался по-своему и даже не Допускали мысли о его заимствовании.

"...Некоторые инструменты - пишет видный инструментовед И.В. Мациевский, - переносятся из одной среды в другую, практически не меняя конструкции, материала и способа изготовления, строя, тембро-музыкальных качеств, а также принципов звукоизвлечения и характера исполнительства на них...

Другие инструменты адаптируются в новой среде, новой музыкальной культуре, приспосабливаясь к иной музыкально-стилевой системе, подвергаются народными мастерами более или менее существенным трансформациям...".
Сказанное прямо относится и к гуымсаег, и к дала. Что касается къæрцгæнæг, то некоторые особенности в его конструкции заставляют нас не спешить с обобщениями.

На главную страницу


Hosted by uCoz