Хъырнæг-фæндыр
Кроме хъисын-фæндыра в
семейство смычковых инструментов осетин входит еще один инструмент - хъырнæг-фæндыр,
представляющий собой повторение некоторых основных черт хъисын-фæндыра, лишь
измененных в масштабах. По сути дела это тот же хъисын-фæндыр, но по сравнению
с последним хъырнæг-фæндыр имеет некоторые конструктивные и функциональные отличия.
Рассмотрим, прежде всего,
различия в конструкциях этих двух инструментов и выясним, в чем они выражаются.
Как мы помним, корпусом для хъисын-фæндыра служит обыкновенная деревянная чаша-пиала ("къус"). Корпус его состоит из двух чаш, гораздо больших размеров, соединенных вместе и скрепленных, по методу хъисын-фæндыра, общей ручкой-грифом, проходящим обе чаши насквозь. Иногда чаши заменяются двумя обручами от обыкновенного сита, ничего более не меняя в технологии изготовления.
Соответственно размерам чаш (или обручей) изменяются и размеры грифа, что, в свою очередь, делает хъырнæг-фæндыр значительно больших размеров, чем хъисын-фæндыр. "...Раньше хъырнæг-фæндыр делали меньшего размера, т.к. для большого нужен был длинный конский волос, а его не всегда было легко найти. Но когда появились жильные струны, то размеры хъырнæг-фæндыра тоже увеличились...".
"...Хъырнæг струна
у хъисын-фæндыра имела слабый звук и, особенно когда с хъисын-фæндыром пели
или играли несколько других инструментов, то звуков этой струны совсем бывало
не слышно. Потому, по-моему, и был придуман хъырнæг-фæндыр...".
Идея создания хъырнæг-фæндыра,
заложенная в самом названии инструмента,- "хъырнæг" (букв, "подпевающий"
фæндыр) и продиктованная практической необходимостью усиления басовой основы
песни или наигрыша, была реализована в смычковом инструменте, который с этим
же названием вошел в народную музыкальную практику осетин. Но главное значение
этой идеи заключается в другом.
Мы уже отмечали, что в
осетинском традиционном музыкальном инструментарии ансамблевая форма в собственном
смысле слова до сих пор себя не обнаруживала. Там же нами были приведены полевые
материалы, содержавшие некоторые данные, подтверждавшие наличие инструментальных
ансамблей в народной практике.
В этой связи необходимо
проследить сферу применения хъырнæг-фæндыра в народном быту - где и как он используется,
выяснить, в каком соответствии между собой находятся название инструмента ("хырнæг-фæндыр")
и его функции. В определении функциональной сути его будем исходить из семантики
традиционного названия самого инструмента.
Итак - хъырнæг-фæндыр,
т.е. "подпевающий, ведущий басовую втору, фæндыр". Что может означать
такое несколько необычное название музыкального инструмента? Этимологию слова
"хъырнын" мы уже знаем, и применительно к голосу человека она выражает
понятие "подпевать". Но каким образом это понятие могло быть перенесено
на инструмент, а тем более - в качестве определяющего компонента его сложного
названия - "хъырнæг-фæндыр"?
Если обратиться опять к хоровой песне, то по аналогии с басовым, т.е. подпевающим голосом, и наш инструмент должен "подпевать". Но кому? Поющему голосу? Допустим. Но музыкальному творчеству осетин такой "жанр" неизвестен, не говоря уже о его репертуаре. Хоровая песня совершенно четко дифференцирует свои жанры - мифологические, героические, обрядовые, хороводные, трудовые, свадебные и т.д. Песни этих жанров инструментального сопровождения не допускают, т.к. звучание хоровых голосов само по себе достаточно монолитно и цельно.
Стало быть, для хорового
пения хъырнæг-фæндыр неприемлем.
Обратимся к жанру одиночной
(одноголосной) песни с инструментальным сопровождением, восходящему к жанру
"кадæг", а значит, имеющему древние традиции.
Будучи свидетелем живого исполнения Мартовских сказаний, видный собиратель народного музыкального творчества Б. А. Галаев в цитированной нами работе пишет: "Каждый мелодический период имеет инструментальное обрамление: певец наигрывает на хъисын-фæндыре инструментальные прелюдии и интерлюдии, а во время пения тянет на том же инструменте два остинатных звука в чередующихся интервалах кварты и квинты...".
Современные осетинские
одноголосные песни с инструментальным сопровождением, как можно заметить, имеют
схожие черты с веками сложившимся стилем исполнения эпических сказаний с хъисын-фæндыром.
Из этого следует, что в качестве аккомпанирующего инструмента одноголосная песня
всегда пользуется услугами инструмента, обладающего достаточно большой мобильностью,
позволяющей ему "прелюдировать" и "интерлюдировать" сложными
музыкальными построениями. Как видим, хъырнæг-фæндыр плохо подходит и для этих
целей, т.к. он должен (и, надо полагать, - басом) "подпевать", а не
вести мелодическую линию.
Остается рассмотреть степень распространения хъырнæг-фæндыра в танцевальной музыке. Частично эту сферу народного творчества мы затронули, когда определяли наличие ансамблевой формы в инструментальной культуре осетин. Нет нужды приводить высказывания всех наших информаторов, т.к. в основном вопросе - ансамблевое сопровождение танцев одновременно игрой на "многих" инструментах - все они единодушны. Однако некоторые их сведения небезынтересны: "...Когда сельская молодежь устраивала "большой симд", то в нем плясало более шестидесяти человек. Конечно, им нужна была громкая музыка.
Это сейчас появилась возможность приобретать гармошки и пользоваться ими в танцах, а раньше во время танцев играли на нескольких струнных инструментах с уадындзом одновременно. Чтобы усилить их громкость, иногда объединяли по 5-6 инструментов. В основном это были наши старинные инструменты - хъисын-фæндыр, хъырнæг-фæндыр, дала-фæндыр, уадындз, къæрцгæнæг. А кроме танцев, игру на многих инструментах вместе мне нигде и никогда не приходилось видеть...".
"...Хъырнæг-фæндыр
появился, видимо, у южных осетин. Северные осетины переняли его, наверное, оттуда,
т.к. северные осетины знают его меньше. А у южан он встречается чаще, чем у
северян...".
Этих сведений мы не могли
не привести, т.к. они являются лучшим свидетельством, подтверждающим не только
наличие хъырнæг-фæндыра в традиционном музыкальном инструментарии, но и наличие
в нем ансамблевой формы.
Таким образом, хъырнæг-фæндыр,
как детище музыкального творчества народа, представляет собой весьма ценный
объект для исследования определенных этапов развития музыкального мышления,
в том числе и отражающих начало ансамблевого сочетания традиционных инструментов
по принципу их звуковысотного соотношения.
Инструмент, которым располагаем мы, был обнаружен нами случайно среди ненужных вещей на чердаке у Магкоты Афанасия в с. Коди-бын.
Размеры
инструмента:
1. Общая длина - 130 см;
2. Общая длина резонатора - 58 см;
3. Общая длина грифа - 50 см;
4. Длина рабочей части грифа - 29 см;
5. Длина головки - 19 см;
6. Диаметр верхнего круга - 30 см;
7. Диаметр нижнего круга - 33 см.
Еще один экземпляр весьма
оригинальной формы (в виде человеческой фигуры с ногами, руками и т.д.) хранится
в Тбилиси, в Государственном музее им. С. Н. Джанашиа. Сюда его в 20-е годы
привез из Южной Осетии известный собиратель народного музыкального творчества
академик Д. И. Аракишвили.
На главную страницу