Хъырнæг-фæндыр

Кроме хъисын-фæндыра в семейство смычковых инструментов осетин входит еще один инструмент - хъырнæг-фæндыр, представляющий собой повторение некоторых основных черт хъисын-фæндыра, лишь измененных в масштабах. По сути дела это тот же хъисын-фæндыр, но по сравнению с последним хъырнæг-фæндыр имеет некоторые конструктивные и функциональные отличия.

Рассмотрим, прежде всего, различия в конструкциях этих двух инструментов и выясним, в чем они выражаются.

Как мы помним, корпусом для хъисын-фæндыра служит обыкновенная деревянная чаша-пиала ("къус"). Корпус его состоит из двух чаш, гораздо больших размеров, соединенных вместе и скрепленных, по методу хъисын-фæндыра, общей ручкой-грифом, проходящим обе чаши насквозь. Иногда чаши заменяются двумя обручами от обыкновенного сита, ничего более не меняя в технологии изготовления.

Соответственно размерам чаш (или обручей) изменяются и размеры грифа, что, в свою очередь, делает хъырнæг-фæндыр значительно больших размеров, чем хъисын-фæндыр. "...Раньше хъырнæг-фæндыр делали меньшего размера, т.к. для большого нужен был длинный конский волос, а его не всегда было легко найти. Но когда появились жильные струны, то размеры хъырнæг-фæндыра тоже увеличились...".

"...Хъырнæг струна у хъисын-фæндыра имела слабый звук и, особенно когда с хъисын-фæндыром пели или играли несколько других инструментов, то звуков этой струны совсем бывало не слышно. Потому, по-моему, и был придуман хъырнæг-фæндыр...".

Идея создания хъырнæг-фæндыра, заложенная в самом названии инструмента,- "хъырнæг" (букв, "подпевающий" фæндыр) и продиктованная практической необходимостью усиления басовой основы песни или наигрыша, была реализована в смычковом инструменте, который с этим же названием вошел в народную музыкальную практику осетин. Но главное значение этой идеи заключается в другом.

Мы уже отмечали, что в осетинском традиционном музыкальном инструментарии ансамблевая форма в собственном смысле слова до сих пор себя не обнаруживала. Там же нами были приведены полевые материалы, содержавшие некоторые данные, подтверждавшие наличие инструментальных ансамблей в народной практике.

В этой связи необходимо проследить сферу применения хъырнæг-фæндыра в народном быту - где и как он используется, выяснить, в каком соответствии между собой находятся название инструмента ("хырнæг-фæндыр") и его функции. В определении функциональной сути его будем исходить из семантики традиционного названия самого инструмента.

Итак - хъырнæг-фæндыр, т.е. "подпевающий, ведущий басовую втору, фæндыр". Что может означать такое несколько необычное название музыкального инструмента? Этимологию слова "хъырнын" мы уже знаем, и применительно к голосу человека она выражает понятие "подпевать". Но каким образом это понятие могло быть перенесено на инструмент, а тем более - в качестве определяющего компонента его сложного названия - "хъырнæг-фæндыр"?

Если обратиться опять к хоровой песне, то по аналогии с басовым, т.е. подпевающим голосом, и наш инструмент должен "подпевать". Но кому? Поющему голосу? Допустим. Но музыкальному творчеству осетин такой "жанр" неизвестен, не говоря уже о его репертуаре. Хоровая песня совершенно четко дифференцирует свои жанры - мифологические, героические, обрядовые, хороводные, трудовые, свадебные и т.д. Песни этих жанров инструментального сопровождения не допускают, т.к. звучание хоровых голосов само по себе достаточно монолитно и цельно.

Стало быть, для хорового пения хъырнæг-фæндыр неприемлем.

Обратимся к жанру одиночной (одноголосной) песни с инструментальным сопровождением, восходящему к жанру "кадæг", а значит, имеющему древние традиции.

Будучи свидетелем живого исполнения Мартовских сказаний, видный собиратель народного музыкального творчества Б. А. Галаев в цитированной нами работе пишет: "Каждый мелодический период имеет инструментальное обрамление: певец наигрывает на хъисын-фæндыре инструментальные прелюдии и интерлюдии, а во время пения тянет на том же инструменте два остинатных звука в чередующихся интервалах кварты и квинты...".

Современные осетинские одноголосные песни с инструментальным сопровождением, как можно заметить, имеют схожие черты с веками сложившимся стилем исполнения эпических сказаний с хъисын-фæндыром. Из этого следует, что в качестве аккомпанирующего инструмента одноголосная песня всегда пользуется услугами инструмента, обладающего достаточно большой мобильностью, позволяющей ему "прелюдировать" и "интерлюдировать" сложными музыкальными построениями. Как видим, хъырнæг-фæндыр плохо подходит и для этих целей, т.к. он должен (и, надо полагать, - басом) "подпевать", а не вести мелодическую линию.

Остается рассмотреть степень распространения хъырнæг-фæндыра в танцевальной музыке. Частично эту сферу народного творчества мы затронули, когда определяли наличие ансамблевой формы в инструментальной культуре осетин. Нет нужды приводить высказывания всех наших информаторов, т.к. в основном вопросе - ансамблевое сопровождение танцев одновременно игрой на "многих" инструментах - все они единодушны. Однако некоторые их сведения небезынтересны: "...Когда сельская молодежь устраивала "большой симд", то в нем плясало более шестидесяти человек. Конечно, им нужна была громкая музыка.

Это сейчас появилась возможность приобретать гармошки и пользоваться ими в танцах, а раньше во время танцев играли на нескольких струнных инструментах с уадындзом одновременно. Чтобы усилить их громкость, иногда объединяли по 5-6 инструментов. В основном это были наши старинные инструменты - хъисын-фæндыр, хъырнæг-фæндыр, дала-фæндыр, уадындз, къæрцгæнæг. А кроме танцев, игру на многих инструментах вместе мне нигде и никогда не приходилось видеть...".

"...Хъырнæг-фæндыр появился, видимо, у южных осетин. Северные осетины переняли его, наверное, оттуда, т.к. северные осетины знают его меньше. А у южан он встречается чаще, чем у северян...".

Этих сведений мы не могли не привести, т.к. они являются лучшим свидетельством, подтверждающим не только наличие хъырнæг-фæндыра в традиционном музыкальном инструментарии, но и наличие в нем ансамблевой формы.

Таким образом, хъырнæг-фæндыр, как детище музыкального творчества народа, представляет собой весьма ценный объект для исследования определенных этапов развития музыкального мышления, в том числе и отражающих начало ансамблевого сочетания традиционных инструментов по принципу их звуковысотного соотношения.

Инструмент, которым располагаем мы, был обнаружен нами случайно среди ненужных вещей на чердаке у Магкоты Афанасия в с. Коди-бын.

Размеры инструмента:
1. Общая длина - 130 см;
2. Общая длина резонатора - 58 см;
3. Общая длина грифа - 50 см;
4. Длина рабочей части грифа - 29 см;
5. Длина головки - 19 см;
6. Диаметр верхнего круга - 30 см;
7. Диаметр нижнего круга - 33 см.

Еще один экземпляр весьма оригинальной формы (в виде человеческой фигуры с ногами, руками и т.д.) хранится в Тбилиси, в Государственном музее им. С. Н. Джанашиа. Сюда его в 20-е годы привез из Южной Осетии известный собиратель народного музыкального творчества академик Д. И. Аракишвили.

На главную страницу

Hosted by uCoz