Къæрцгæнæг - инструмент, который осетины считают исконно своим. Множество инструментов этого типа можно встретить и сегодня в самых разных уголках Осетии.

При этом важно заметить, что, не нарушая общей традиционной конструкции инструмента, народ изготовляет их в большом разнообразии. Встречаются и общеизвестные, "эталонные" виды и виды "нестандартные", изготовленные в разных вариациях.

Инструменты типа осетинского къæрцгæнæг имеют довольно широкое распространение на всем Кавказе, однако, наибольшей популярностью они пользуются, пожалуй, у осетин. Объяснить это трудно. Быть может то, что до проникновения сюда мембранных это был единственный и полноправный ударный инструмент, с которым веками было связано метроритмическое мышление народа, в какой-то степени объясняет это.

Не случайно ведь то, что и гуымсæг и дала долгое время оставались для осетинского музыкального быта "инородными" и входили в него с большой осторожностью. Как бы то ни было, ни один осетин даже не представляет себе народные танцы без къæрцгæнæг, и сегодня народные пляски не обходятся без него. А когда случается, что под рукой его не бывает, то все равно тут же находят заменяющий къæрцгæнæг предмет (кусок дранки, расщепленный отрезок палки и пр.).

Вообще осетины - народ, ревностно относящийся к атрибутам своей старины, в чем бы они не проявлялись. Может быть, именно поэтому в их быту, языке, материальной и художественной культуре и даже в образе мышления элементы архаики столь живучи и устойчивы. Не исключено, что именно поэтому къæрцгæнæг, с его примитивной конструкцией, продолжает жить полнокровной жизнью в музыкальном быту осетин.

Из истории музыки известно, что идиофонические инструменты (так называются все самозвучащие инструменты) являются одними из ранних примитивных видов ритмошумовых инструментов человечества. По представлениям древних, злых духов изгоняли при помощи воспроизводимых на разнообразных трещотках шумов. Такими "магическими" шумами обставлялись не только всевозможные обряды и ритуалы, но даже и будничные дела.

Виноградный сок в древнем Египте выжимали под ритмы трещоток "систров", отгонявших от места этого "священнодействия" злых духов. Аналогичное ("магическое") использование трещоток было распространено не только в глубокой древности, но и в более близкие нам времена. В ночь на вербное воскресенье, например, в Армении, еще до начала XX столетия использовались трещотки, которыми потрясали дети, с песнями обходившие дворы соседей и выпрашивавшие яйца.

Если отвлечься от того, что в основе танца (с широким применением на Кавказе трещотки) лежит ритуальное начало, то на осетинской почве в обозримый исторический период къæрцгæнæг как будто бы не выступает в роли ритуально-магического атрибута, хотя у других народов Кавказа и имеются какие-то глухие намеки на религиозно-магический оттенок использования трещоток. При изучении нами инструментов других групп, мы особое внимание обращали на то, в какой степени тот или иной инструмент соприкасался в прошлом или соприкасается в настоящем с религиозными, мифическими и другими воззрениями народа, связанными с ритуально-магическими обрядами и т.д.

Однако применительно к къæрцгæнæгу в поле нашего зрения не попадало ничего подобного. А может быть, если заняться этим специально и покопаться более глубоко, что-то и удастся обнаружить, хотя это "что-то" будет с большими натяжками, потому что религиозная организация осетинского народа никогда не была стабильной настолько, чтобы подчинять себе все сферы жизни осетин. А для того, чтобы такие отрасли художественной культуры, как музыкальный инструментарий, оказались вовлеченными в сферу культовых обрядов и т.д., религия должна была быть основным идеологическим фактором в межплеменных и - шире - в межрегиональных отношениях осетин.

Что же из себя представляет къæрцгæнæг? Выше мы отметили, что это инструмент примитивной конструкции. Утверждая это, мы никак не умаляем его достоинств, т.к. именно в такой конструкции прошел он через тысячелетия и именно в такой конструкции продолжает жить сегодня. Сведения о нем имеются в ряде этнографических работ и в большинстве из них содержится лишь сообщение о наличии у осетин этого инструмента. Наиболее полные описания его даны в "Атласе музыкальных инструментов народов СССР" и в статье Б. А. Галаева "Осетинская народная музыка".

По существу это несколько (от 3 до 9) деревянных пластинок четырех угольной формы, нанизанных свободно на шнур из сыромятной кожи, которым они привязаны к крайней пластинке-рукоятке. Держа за рукоятку, исполнитель встряхивает его и, ударяясь друг о друга, пластинки издают несколько суховатый, щелкающий звук. Изготовляют пластинки из древесины твердой породы - обычно из граба, каштана, ореха, дуба и др.

Но лучшим материалом считают в народе самшит (чеса). Размеры пластинок зависят от общего размера самого инструмента. Встречаются инструменты разной величины, но, как правило, длина его не превышает 170-175 мм, а ширина - 50-70 мм.
Играют на къæрцгæнæг следующим образом: исполнитель держит его за рукоятку в правой руке и ударяет им о ладонь левой руки в такт исполняющейся музыке.

Некоторые исполнители играют на нем, лишь встряхивая им также в такт. Бывает и так, что исполнитель играет сразу на двух инструментах. В таких случаях он или встряхивает инструментами, или же, "войдя в азарт", ударяет их друг о друга, достигая наибольшей силы звучания.

Подводя итог рассмотрению ударных инструментов осетинского народа, можно сказать следующее:

1. Основную группу осетинских ударных инструментов следует считать представленной:

а) мембранными: гуымсæг, дала.

б) идиофоническим (самозвучащим): къæрцгæнæг.

2. Данную группу инструментов следует считать инструментами, употребляемыми исключительно в ансамблевой форме исполнительства при сопровождении танцев.

3. Инструменты этой группы следует считать общерегиональными, общекавказскими.

На главную страницу

 

Hosted by uCoz