Дала-фæндыр

Дала-фæндыр в осетинском музыкальном инструментарии является инструментом семейства щипковых, звуки на котором извлекаются быстрым перебором струн указательным, средним и безымянным пальцами.

С активным вхождением в музыкальный быт народа русской балалайки исполнители на дала-фæндыр распространили характерное для балалайки звукоизвлечение - бряцание или щелканье - что существенно повлияло как на конструкцию инструмента (струны из конских волос, не выдерживавшие бряцания, заменялись жильными и даже металлическими), так и на его репертуар.

Традиционный дала-фæндыр сегодня почти выходит из обихода, уступая место реконструированным моделям.

В прошлом дала-фæндыр был преимущественно сольно-аккомпанирующим, сопровождавшим пение и танцы инструментом. Исполнялись на нем соло и некоторые песенные мелодии. Под его аккомпанемент пелись лирические (любовные), бытовые песни, песни, сопровождавшие танцы и т.д. Понятно, что сила его звука оставляла желать большего, и это не могло не сказываться на желании исполнителей как-то усилить его звучание. И как бы ни было велико исполнительское мастерство отдельных соло-инструменталистов, проблема достижения большей силы звучания инструмента долго оставалась нерешенной, хотя отдельными исполнителями и делались попытки в этом направлении.

В начале 30-х годов народными мастерами-энтузиастами А. Газзаевым, А. Магкоевым и другими при непосредственном участии М. Шавлохова и Т.Кокойти частично были реконструированы хъисын-фæндыр, дыууадæстæнон-фæндыр и дала-фæндыр. В 1936 году на основе реконструированных инструментов в Цхинвале был создан оркестр народных инструментов, в состав которого вошли и несколько дыуудæстæнон-фæндыров.

Инициаторами этого мероприятия были замечательный знаток и ценитель народной старины П. Г. Тедеев и композитор Т. Я. Кокойти. Несмотря на то, что инструменты этого оркестра обладали довольно сильным звуком и этим выгодно отличались от традиционных, реконструированные дала-фæндыр и хъисын-фæндыр, к сожалению, не нашли признания, не прижились, и вскоре после распада оркестра они были забыты. Этому отчасти способствовало и то, что серийного выпуска инструментов не было - изготовлено было лишь около десяти-пятнадцати экземпляров и собственно этим количеством ограничилась вся идея реконструкции дала- и хъисын-фæндыров и создания оркестра народных инструментов.

Первым серьезным началом реконструкции осетинских традиционных инструментов следует считать совместную большую работу Б.А. Галаева и П.А. Шошина, в результате которой в 1938 г. был реконструирован дала-фæндыр. Известным специалистом по технологии реконструкции и изготовления народных музыкальных инструментов П.А. Шошиным на основании технических обмеров, сделанных видным композитором и фольклористом Б.А.Галаевым, была создана вся техническая документация по реконструкции и созданию оркестровых видов дала-фæндыра. Уже в 1939-1940 годах под непосредственным руководством П.А. Шошина в экспериментальной музыкальной мастерской комбината ВХО г. Москвы было создано шесть оркестровых видов дала-фæндыра - пикколо, прима, альт, тенор, бас и контрабас - комплект из 27 инструментов.

Техническое исполнение (внешне сохранена традиционная форма) реконструированной модели очень высоко - исключительно удачно установлены для каждого оркестрового вида мензура и разбивка по ладам; с учетом предельных возможностей решена и акустическая сторона инструмента (струны заменены металлическими) и вообще музыкальные возможности стали гораздо шире, в оркестровом обиходе он стал более "гибким" и "подвижным". Т.е. реконструированная модель дала-фæндыра отвечает самым высоким техническим требованиям. Но... При всех положительных свойствах и качестве технического исполнения от звуковой природы традиционного дала-фæндыра ничего не осталось.

Во-первых, сделав инструмент плектральным, авторы реконструкции лишили его самого основного и характерного звукоизвлечения, того самого перебирания (иногда бряцания) пальцами струн, которое всегда так пленяло слушателя. Возможно, авторы реконструкции посчитали, что "бряцание" всем оркестром менее эффективно в звуковом (и оркестровом) отношении. Но в этом случае пример В.В. Андреева, создавшего в 1886-1887 годах оркестр балалаек, должен был избавить их от такого опасения.

Во-вторых, инструмент стал неприемлемым в сольно-сопроводительной практике, что традиционному инструменту сообщало особую интимность, слитность певца и инструмента при исполнении лирических песен, и исключительную трепетность во время исполнения соло танцевальных наигрышей. И опять - "но"... Увы, без подобных "потерь", очевидно, не могут обходиться никакие реконструкции-усовершенствования - традиционная модель в них всегда что-то теряет безвозвратно!

В настоящее время оркестр из реконструированных дала-фæндыров является единственным в Осетии оркестром на нотной основе, функционирующим (в основном как аккомпанирующая группа) в составе государственного ансамбля песни и танца Южной Осетии "Симд". Репертуар его достаточно обширен и разнообразен. За время своего существования (с 1940 г.) данный оркестр сыграл важную роль в деле пропаганды осетинской народной и профессиональной музыки, творчества молодых осетинских композиторов, произведений русской и западноевропейской классики.

Итак - дала-фæндыр.

Это небольших размеров (до 750 мм в длину) двух или трехструнный инструмент и, как уже отмечалось, со своеобразным звукоизвлечением - "перебором" струн, "бряцанием" и "щелканьем" по ним указательным, средним и безымянным пальцами правой руки.
Головка, гриф и корпус инструмента изготовляются из цельного куска дерева. Корпус (т.е. ящик) выдолблен. Сверху он покрыт тонкой пластинкой (верхняя дека).

Материалом для изготовления инструмента может служить любая твердой породы древесина (клен, груша), но верхняя дека - всегда из древесины мягкой породы (чаще из хвойных пород), т.к. "она лее звучна и способствует формированию хорошего звука", да и сам материал этот легче поддается обработке. Верхняя дека крепится к корпусу следующим образом, но сначала недалеко от предполагаемого места расположения "кобылки" - по обеим сторонам от центра деки прорезаются два небольших резонаторных отверстия.

Форма их бывает различной (два "полумесяца", обращенные друг к другу и т.п.). Но встречаются инструменты и с одним резонаторным отверстием, расположенным в центре деки и обращенным к "кобылке". Затем по толщине деки во внутренней стороне вдоль стенок корпуса вырезается паз, в который наносится древесный клей, всовывается верхняя дека и держится под прессом до полного высыхания клея, после чего наждачной бумагой обрабатываются все шероховатости, доведя края корпуса и поверхности деки до соответствующего единого целого.

Попадаются и такие народные экземпляры, верхние деки которых так же приклеивались к корпусу поверх стенок корпуса и фиксировались мелкими металлическими гвоздями.

Корпус инструмента (иногда он почему-то называется "кузовом") представляет собой несколько необычной формы продолговатый узкий ящик. С тыльной стороны, где кончается игровая часть грифа, корпус углубляется, а затем постепенно сужается книзу.

В углубленной части корпуса имеется небольшое резонаторное отверстие, называемое в народе "улæфæн хуынкъ" (букв. "отверстие для дыхания"). По сравнению с хъисын-фæндыром стенки дала-фæндыра значительно толще и это, учитывая то, что головка, гриф и корпус из цельного куска дерева, придает конструкции инструмента особую прочность.

Нижняя часть корпуса завершается небольшим выступом - кнопкой, плотно вставленной в нижнюю торцовую часть корпуса, на которую "пристегивается" струнодержатель, т.е. подгриф. Среди попадавшихся нам традиционных экземпляров были и такие, которые этой кнопки не имели в нижней торцовой части инструмента. У таких инструментов отсутствовал подгриф, а струны крепились непосредственно к указанной кнопке. Б. А. Галаеву попадались экземпляры (металлические), струны которых в нижней части инструмента крепились "к металлическим гвоздикам на нижней торцовой стенке корпуса". Это свидетельствует о том, что в поисках увеличения силы звучания народные мастера-исполнители нередко употребляли и металлические струны.

Гриф или шейка инструмента (в народе его еще называют "хæцæн", т.е. ручка, за что держат) с игровой стороны плоская, с тыльной же стороны слегка округлая. С игровой стороны на грифе несколько (4-5) деревянных ладов (амонæнтæ, амонæн фæрсджытæ), хотя некоторые информаторы сообщали, что в прошлом встречались инструменты и без ладов.

Наверху гриф завершается головкой, в которую снизу вверх вставлены два или три колка, иногда без отверстий для струн. В этом случае кончики колков бывают слегка расщеплены, туда вставляются струны. По отношению к ширине грифа головка несколько шире, являясь вместе с тем его продолжением. Встречаются инструменты с усложненными формами головок (чаще в форме выдолбленного внутри крюкообразного завитка).

От головки к нижней кнопке через гриф и кобылку натягиваются струны. Традиционно струны изготовлялись из конского волоса (как и у хъисын-фæндыра). Появление жильных струн - явление, видимо, более позднего времени. По словам нашего информатора, довольно подробно рассказавшего об устройстве и технике игры на дала-фæндыра, каждая струна инструмента, в зависимости от ее назначения, состояла из разного количества волосин в ней.

Это количество волосин в каждой из трех струн (у трехструнного инструмента) колебалось в пределах между 7-8 в самой толстой струне, 5-7 - в средней и 4-5 - в самой тонкой струне, т.е. с разницей в несколько волосин между струнами ("... тæгтæй иу лыстæгдæр уыди, дыккаг - ставддæр æмæ æртыккаг та - уымæй ставддæр. Тæгтæ уыдысты бæхы хъисæй. Иу таджы дзы 8 хъисы уыди, иннæйы - 7, æртыккаджы та - 5. Тагæй таджы 'хсæн 2-3 хъисæй уæлдай нæ уыди...".
Струны настраиваются по-разному, но строй двухструнного дала-фæндыра всегда квартовый. Трехструнный дала-фæндыр строится: или квинта + кварта, или кварта + квинта,

двухструнн. трехструнн.

Встречаются (правда редко) и другие строи, например секунда + кварта и т.д., но они не характерны для народной практики, т.к., во-первых, явления эти редки и случайны, а потому неустойчивы, а во-вторых, ладотональной основе осетинской музыки, ее архитектонике чужды сочетания, подобные секунд-кварт-аккордам. Не случайно и то, что реконструированные виды дала-фээндыра также строятся по квартам.

Традиционные дала-фæндыры хорошо представлены в экспозициях музеев краеведения Северной и Южной Осетии, Государственного музея этнографии народов СССР, Ленинградского государственного музея музыкальных инструментов Института театра, музыки и кинематографии, Государственного музея Грузии им. С. А. Джанашия и т.д.

Дала-фæндыр № 6511/43 из фонда Музея краеведения Северной Осетии.
Ковш (корпус) и гриф из цельного куска дерева. Корпус выдолблен. Вопреки традиционному материалу (твердые породы древесины), корпус и гриф сделаны из мягкой (хвойной) породы. Верхняя дека же, наоборот, сделана из древесины твердой породы. На грифе отсутствуют игровые лады.

На верхней деке в центре резонаторное отверстие в форме полумесяца. Инструмент исполнен ювелирно-изящно, с большим вкусом и старанием, однако сохранность очень плохая: часть головки не сохранилась; не сохранились также колки (их было два, т.к. в головке два отверстия для колков), кобылка-ослик, подгриф и струны. Инструмент принадлежал известному певцу-сказителю Худалову Г. И., 1905 г.р. из с. Архон и поступил в музей в 1969 г.

Размеры инструмента:
Общая длина инструмента 63,5 см
Длина игровой части грифа 29 см
Длина корпуса 20,5 см
Глубина корпуса 3,5 см
Длина головки 8 см
Расстояние между колками 4 см
Ширина грифа 2,5 см
Расстояние от резонатора до струнодержателя 9 см

Дала-фæндыр №14/2 из фонда Музея краеведения Южной Осетии.

Инструмент трехструнный. Корпус и гриф из цельного отрезка твердо-лиственной породы (клен). Корпус выдолблен очень аккуратно; толщина стенок корпуса 0,5 см. Верхняя дека (из хвойной породы дерева) очень тонкая. Следует считать, что в отношении выбора материалов для изготовления дала-фæдыра традиционные нормы выдержаны.

Головка инструмента также традиционной крюкообразной формы. Колки продеты в головку слева направо и справа налево: I и II колки продеты справа налево, а III колок продет слева направо между I и II колками. Форма колков обычная, конусообразная, несколько заужены к концу; сделаны они из твердой породы (кизил). От игровой части грифа головка отделена невысоким порожком (арæн-фæрск, т.е. разделительный брусочек).

Игровая часть грифа не совсем плоская, она несколько покатая, а тыльная сторона поокруглее. На игровой части грифа четыре лада (амонæнтæ, амонæн фæрсджытæ); расстояние между верхним порожком и I ладом 4 см, между I и II ладами также 4 см, между II и III - 3,5 см, между III и IV - 3 см. Полностью игровая часть грифа составляет примерно 1/3 всей длины инструмента.

Корпус также имеет традиционную форму - небольшое углубление недалеко от стыка грифа с корпусом постепенно и плавно уменьшается к нижнему концу инструмента, а углубленная часть его составляет в свою очередь примерно 1/3 общей длины самого корпуса. В нижнюю, торцовую часть инструмента вдеты три деревянные колкообразные колки-кнопки, что говорит о том, что струны крепились именно к ним, а не к струнодержателю (подгрифу).

Верхняя дека (гуыбынцъар) вставлена в вырезанный в краях стенок корпуса паз и зафиксирована обычным древесным клеем. Примерно в центре ее, на расстоянии 19 см от нижнего края инструмента, вырезано два резонаторных отверстия в виде двух полумесяцев величиной в 2,5 см, обращенных друг к другу. В отличие от других экземпляров, на дне корпуса этого инструмента нет отверстия.

Инструмент изготовлен очень аккуратно и, судя по внешнему виду, был в свое время в активном пользовании. Сохранность не очень хорошая. Не сохранились кобылка, один колок и две (жильные) струны. Однако, восстановив недостающие части, инструмент можно еще использовать по назначению. Изготовлен этот экземпляр в с. Цру Джавского района Южной Осетии неким Петром Кокоевым, хорошо на нем игравшим (по словам односельчан).

Размеры инструмента:
Общая длина инструмента 62,5 см
Длина игровой части грифа 20,5 см
Длина корпуса инструмента 40 см
Глубина корпуса 6,3 см
Длина головки 7 см
Расстояние между колками 2 см
Ширина грифа 3 см
Расстояние от резонаторного отверстия до нижнего конца 19 см

Как это видно из описаний нескольких дала-фæндыров приведенных выше,
общие пропорции между отдельными частями и внешние формы инструмента
Целом стабильно держатся традиционных форм и пропорций.

Исключением могут служить лишь единичные экземпляры работ отдельных мастеров (уже современных), которые в своих "творческих поисках" чрезмерно увлекаются фантазией, придавая иногда самой внешней форме инструмента несвойственный дала-фæндыру вид и даже художественно инкрустируя некоторые его детали (как, например "музейный экземпляр" дала-фæндыра работы Магкоты Аф.). Эти единичные экземпляры, однако, не отражают традиционной сути дала-фæндыра, поэтому должны быть отнесены к категории реконструированных или экспериментальных.

О дала-фæндыре обычно принято говорить как об инструменте "сольно-сопровождающем". Это словосочетание следует пояснить, т.к. неясно, называется ли он так потому, что сопровождает солиста-певца, аккомпанирующего себе, или имеется в виду сопровождение танца, где он, казалось бы, "солирует", но, тем не менее, не свободен от обязанностей "сопровождать" танец.

Такое однозначное понимание словосочетания "сольно-сопровождающий", по всей вероятности, было бы не совсем точным и не совсем полным, потому как народная музыкально-инструментальная практика имеет огромное число примеров того, когда дала-фæндыр выступает как самостоятельный объект с конкретно-индивидуальными, независимо-сольными музыкально-исполнительскими задачами.

Имеется в виду репертуар, исполняемый дала-фæндыром сольно, без какого бы то ни было подчинения исполнительского процесса песне, танцу и т.д. Есть очень большое число произведений народного творчества, исполнение которых предусмотрено только дала-фæндыром, и когда о дала-фæндыре упоминают как о "сольно-сопровождающем" инструменте, то это следует понимать так, что это отдельно и "солирующий", отдельно и "сопровождающий" инструмент. Ниже, когда будут более подробно рассматриваться вопросы непосредственно инструментальной музыки, важность данного пояснения будет видна на конкретных примерах.

Несколько слов о самом названии инструмента. Сложное название "дала-фæндыр" образовано по такому же принципу, как и сложные названия других музыкальных инструментов осетин: хъисын-фæндыр, хъырнæг-фæндыр, дыууадæстæнон-фæндыр, хъандзал-фæндыр.

О втором компоненте всех этих сложных слов, т.е. о фæндыр выше мы уже имели случай изложить свои соображения. Что же касается первых компонентов, то они несут в себе разную семантику: "хъисын", "хъырнæг", "дыууадæстæнон", "хъандзал", "дала". Как видим, в одном случае они указывают на материал, который лежит в основе инструмента ("хъис" - волос, "хъандзал" - пружина), в другом случае - на функцию инструмента ("хъырнæг" - подпевающий), в третьем случае - на количество струн ("дыууадæстæнон" - двенадцатиструнная).

И лишь семантика "дала" остается неясной и необъясненной. Слово "дала" не имеет удовлетворительного объяснения и в этимологическом словаре В. И. Абаева, где предполагается происхождение слова из арабо-персидского "дайра" - круг (обруч), "бубен", и где восстанавливается первоначальная форма как "...дайра-фæндыр с закономерной диссимиляцией плавных...".

Но народная музыкальная практика и традиционная терминология не знают и не помнят инструмента с названием "дайра-фæндыр". Поэтому арабско-персидское "дайра" ("круг", "бубен") плохо подходит для объяснения как внешнего вида инструмента (ничего похожего на "круг" или "бубен"), так и (бряцающего) звукопроизводства на нем, не говоря уже об отдельных его частях или о технологии изготовления инструмента.

Не исключено, возможно, что слово "дала" первоначально могло восходить к звукоподражательному "далла-дулла кæнын". Такие примеры случаются в практике, если мы вспомним, что даже в осетинской действительности хъисын-фæндыр некоторые исполнители иногда называли "хырттым-бырттым".

На главную страницу


Hosted by uCoz