М. В. ЛОМОНОСОВ О ПРОИСХОЖДЕНИИ ЭТНИЧЕСКОГО ТЕРМИНА "РУСЬ".
Великий
русский ученый, несмотря на то, что роксаланы не славяне, считал их предками русских.
Такое утверждение он выдвинул в противовес норманисту Миллеру и для обоснования
его привел хорошо аргументированный материал, последовательно отстаивая свою позицию
и разоблачая недобросовестность и несостоятельность методики Миллера в обращении
с источниками по вопросу происхождения термина "рус".
"Господин
Миллер,- указывает М. В. Ломоносов,- вышеописанные о роксаланах свидетельства
древних авторов (Страбона, Тацита и др.-Б. К..) пропустил вовсе, чего ему учинить
отнюдь было не должно, ибо хотя он происхождение россиян от роксалан и отвергает,
однако, ежели он прямым путем идет, то должно ему все противной стороны доводы
на среду поставить и
потом опровергнуть".
Изучение
вопроса происхождение термина "Русь" Ломоносов начинает со скифов, народа
неславянского происхождения, утверждая, что они были первоначальными обитателями
южнорусских степей, подчеркивая при этом их мужество и храбрость. Отметив успешную
борьбу скифов с греками и персидскими полчищами Дария, М. В. Ломоносов делает
важное заключение: "Народ славянский был весьма храбрый, который преодолел
мужественных скифов".
"Историк,-
замечает Ломоносов,- не должен замалчивать факт храбрости славян, как это делает
Миллер". Ломоносов не считал скифов прямыми предками славян, но участие их
в этногенезе славянского народа он признавал. Рассматривая вопрос о происхождении
названия "руссияне" и "русские" Ломоносов считал, что народы,
названные этим словом, берут начало от известного античным историкам древнего
народа, называвшегося роксаланами. Миллер, который не был согласен с таким тезисом,
требовал от Ломоносова доказательств:
1. Как имя роксалан переменилось на
имя россиян.
2. Как роксаланы перешли с юга на север.
3. Каким языком
роксаланы говорили.
Ломоносов, приняв вызов Миллера, привел аргументированные доказательства. Сведения
Страбона позволили ему определить местожительство роксалан между Доном и Днепром,
а затем севернее. Далее М. В. Ломоносов начал изучать историю происхождения имени
"роксалан" и вопрос о том, как оно превратилось в слово "россияне"
или "русские". Несмотря на то, что происхождение слова "роксалан"
Ломоносов неправильно выводил из древнегреческого языка, заслуживают исключительного
внимания другие доказательства, которые основываются на сообщениях античных авторов.
"С роксаланами,- пишет Ломоносов,- соединяются у Плиния аланы в один народ
сарматский". "Роксалане у Птолемея,- продолжал Ломоносов, - переносным
сложением называются аланорсы (кн. 6, гл. 14). Имена аорс и роксане или россане
у Страбона точное единство россов и аланов утверждают".
Название аланорсы отчетливо делится на две части: первая - алан и вторая - орс - светлые (сохранился в осетинском в том же значении) т. е. речь идет о тех же светлых, блестящих аланах. М. В. Ломоносов показал, что античные писатели делили роксалан на россов и алан, и чтобы подтвердить это сообщение, он обращается к двухтомному труду немецкого историка Целлария "Представление о древних странах, или полная география", опубликованному в Лейпциге в 1731-1732 гг. Автор этой книги придерживался примерно такого же толкования, "что сие слово (т. е. роксолане) может быть составлено из двух - россы и аланы". Для определения местонахождения "россов" Ломоносов пользовался также "Синопсисом" - сборником полулегендарных исторических сведений, изданном в Киеве в XVII в., согласно которому "россы" жили между Днепром и Доном.
Общий
вывод Ломоносова сводится к тому, что в древнейшие времена на юге нашей страны
обитали многочисленные племена аланов, что "аланов и роксаланов, - единоплеменство
из многих мест древних историков и географов явствует и разность в том состоит,
что алане общее имя целого народа, а роксалане речение, сложенное от места их
обитания...", что все они "были просто славянским народом. "Понете
народ Российский с народом Роксаланским есть одного имени, одного места и одного
языка, то неоспоримо есть, что Российский народ имеет свое происхождением и имя
от Роксалан древних" - таков конечный вывод М. В. Ломоносова (Ломоносов М.
В. Полн. собр. соч., т. VI, М.. Л. 1952, с. 199).
Взгляды
Ломоносова поддерживали И. Е. Забелин и Д. И. Иловайский. "Не может быть
никакого сомнения в том, что Рось или Русь или Роксаланы, - писал Д. И. Иловайский,
- это одно и то же название, один и тот же народ. Роксаланы иначе выговаривались
Россоланы". (Иловайский Д. И. Разыскания о начале Руси. Спб., 1882, с. 74;
Забелин И. Е. История русской жизни... т. I., с. 237).
Обращаясь
к летописям, М. В. Ломоносов решает вопрос о языке роксалан. Но в данном случае
недостающие источники заменяются логикой рассуждения Ломоносова: так как роксалане
в древности жили на территории славян, то они тоже говорили по-славянски.
Ломоносов
здесь не прав, так как роксаланы говорили на североиранском языке. Уязвимой стороной
позиции Ломоносова является его утверждение, что роксаланы принадлежали к славянам.
В поисках древнейших славян Ломоносов допустил неточность, зачислив и сарматов
в число славян.
Несмотря
на отдельные неточности, М. В. Ломоносов создал логически стройную теорию о первоначальных
славянских племенах, от которых ведет свое происхождение русский народ. Сведения,
собранные М. В.Ломоносовым о венетах, роксаланах, о единстве их с сарматами, позволили
ему решительно выступать против сторонников норманнской школы (Байер, Миллер)
и доказать, что славяне - народ автохтонного происхождения. Отечественная историческая
наука подтвердила правильность гипотезы М. В. Ломоносова прежде всего археологическими
данными. Ломоносов исходил из того, что в природе не бывает "чистых"
в этническом отношении народов, не существует постоянных, раз и навсегда установившихся,
исконных расовых делений.
При
решении проблемы происхождения русской народности, и в особенности ее названия,
Ломоносов не допустил ошибки, доказывая, что слово "рус" образовалось
от "роксалан". Отсутствие соответствующих источников не позволило ему
до конца решить вопрос. Но Ломоносов смог сказать, а это было важно, что русский
народ - древнейший и что его имя и происхождение нельзя вести от варяг. Тем самым
Ломоносов положил начало обоснованию автохтонности славян и национальной природы
русского государства.
Отдельные российские исследователи подтверждают факты,
приводимые Ломоносовым о происхождении названия Русь от роксалан. Подкрепляя гипотезу
Ломоносова, С. П. Толстов писал: "Если отправляться от исторических свидетельств,
говорящих о роксаланах, и двигаться дальше, то нить исторической преемственности
между Русью и роксаланами не прерывалась ни на один век".
В.В.
Мавродин указывал на связи роксалан с образованием восточного славянства. "Ясы-аланы,-
говорит Ю. В. Готье,- были живой хронологической связью между скифо-сарматским
миром и Киевской Русью".
Признавая за Ломоносовым первенство в постановке
вопроса о роксаланах, исследователи правильно подметили, что "не вина М.
В. Ломоносова, что
поднятый им вопрос не разрешен наукой.
На
главную страницу