М. В. ЛОМОНОСОВ О ПРОИСХОЖДЕНИИ ЭТНИЧЕСКОГО ТЕРМИНА "РУСЬ".


Великий русский ученый, несмотря на то, что роксаланы не славяне, считал их предками русских. Такое утверждение он выдвинул в противовес норманисту Миллеру и для обоснования его привел хорошо аргументированный материал, последовательно отстаивая свою позицию и разоблачая недобросовестность и несостоятельность методики Миллера в обращении с источниками по вопросу происхождения термина "рус".


"Господин Миллер,- указывает М. В. Ломоносов,- вышеописанные о роксаланах свидетельства древних авторов (Страбона, Тацита и др.-Б. К..) пропустил вовсе, чего ему учинить отнюдь было не должно, ибо хотя он происхождение россиян от роксалан и отвергает, однако, ежели он прямым путем идет, то должно ему все противной стороны доводы на среду поставить и
потом опровергнуть".


Изучение вопроса происхождение термина "Русь" Ломоносов начинает со скифов, народа неславянского происхождения, утверждая, что они были первоначальными обитателями южнорусских степей, подчеркивая при этом их мужество и храбрость. Отметив успешную борьбу скифов с греками и персидскими полчищами Дария, М. В. Ломоносов делает важное заключение: "Народ славянский был весьма храбрый, который преодолел мужественных скифов".


"Историк,- замечает Ломоносов,- не должен замалчивать факт храбрости славян, как это делает Миллер". Ломоносов не считал скифов прямыми предками славян, но участие их в этногенезе славянского народа он признавал. Рассматривая вопрос о происхождении названия "руссияне" и "русские" Ломоносов считал, что народы, названные этим словом, берут начало от известного античным историкам древнего народа, называвшегося роксаланами. Миллер, который не был согласен с таким тезисом, требовал от Ломоносова доказательств:
1. Как имя роксалан переменилось на имя россиян.
2. Как роксаланы перешли с юга на север.
3. Каким языком роксаланы говорили.


Ломоносов, приняв вызов Миллера, привел аргументированные доказательства. Сведения Страбона позволили ему определить местожительство роксалан между Доном и Днепром, а затем севернее. Далее М. В. Ломоносов начал изучать историю происхождения имени "роксалан" и вопрос о том, как оно превратилось в слово "россияне" или "русские". Несмотря на то, что происхождение слова "роксалан" Ломоносов неправильно выводил из древнегреческого языка, заслуживают исключительного внимания другие доказательства, которые основываются на сообщениях античных авторов. "С роксаланами,- пишет Ломоносов,- соединяются у Плиния аланы в один народ сарматский". "Роксалане у Птолемея,- продолжал Ломоносов, - переносным сложением называются аланорсы (кн. 6, гл. 14). Имена аорс и роксане или россане у Страбона точное единство россов и аланов утверждают".

Название аланорсы отчетливо делится на две части: первая - алан и вторая - орс - светлые (сохранился в осетинском в том же значении) т. е. речь идет о тех же светлых, блестящих аланах. М. В. Ломоносов показал, что античные писатели делили роксалан на россов и алан, и чтобы подтвердить это сообщение, он обращается к двухтомному труду немецкого историка Целлария "Представление о древних странах, или полная география", опубликованному в Лейпциге в 1731-1732 гг. Автор этой книги придерживался примерно такого же толкования, "что сие слово (т. е. роксолане) может быть составлено из двух - россы и аланы". Для определения местонахождения "россов" Ломоносов пользовался также "Синопсисом" - сборником полулегендарных исторических сведений, изданном в Киеве в XVII в., согласно которому "россы" жили между Днепром и Доном.


Общий вывод Ломоносова сводится к тому, что в древнейшие времена на юге нашей страны обитали многочисленные племена аланов, что "аланов и роксаланов, - единоплеменство из многих мест древних историков и географов явствует и разность в том состоит, что алане общее имя целого народа, а роксалане речение, сложенное от места их обитания...", что все они "были просто славянским народом. "Понете народ Российский с народом Роксаланским есть одного имени, одного места и одного языка, то неоспоримо есть, что Российский народ имеет свое происхождением и имя от Роксалан древних" - таков конечный вывод М. В. Ломоносова (Ломоносов М. В. Полн. собр. соч., т. VI, М.. Л. 1952, с. 199).


Взгляды Ломоносова поддерживали И. Е. Забелин и Д. И. Иловайский. "Не может быть никакого сомнения в том, что Рось или Русь или Роксаланы, - писал Д. И. Иловайский, - это одно и то же название, один и тот же народ. Роксаланы иначе выговаривались Россоланы". (Иловайский Д. И. Разыскания о начале Руси. Спб., 1882, с. 74; Забелин И. Е. История русской жизни... т. I., с. 237).

Обращаясь к летописям, М. В. Ломоносов решает вопрос о языке роксалан. Но в данном случае недостающие источники заменяются логикой рассуждения Ломоносова: так как роксалане в древности жили на территории славян, то они тоже говорили по-славянски.
Ломоносов здесь не прав, так как роксаланы говорили на североиранском языке. Уязвимой стороной позиции Ломоносова является его утверждение, что роксаланы принадлежали к славянам. В поисках древнейших славян Ломоносов допустил неточность, зачислив и сарматов в число славян.


Несмотря на отдельные неточности, М. В. Ломоносов создал логически стройную теорию о первоначальных славянских племенах, от которых ведет свое происхождение русский народ. Сведения, собранные М. В.Ломоносовым о венетах, роксаланах, о единстве их с сарматами, позволили ему решительно выступать против сторонников норманнской школы (Байер, Миллер) и доказать, что славяне - народ автохтонного происхождения. Отечественная историческая наука подтвердила правильность гипотезы М. В. Ломоносова прежде всего археологическими данными. Ломоносов исходил из того, что в природе не бывает "чистых" в этническом отношении народов, не существует постоянных, раз и навсегда установившихся, исконных расовых делений.


При решении проблемы происхождения русской народности, и в особенности ее названия, Ломоносов не допустил ошибки, доказывая, что слово "рус" образовалось от "роксалан". Отсутствие соответствующих источников не позволило ему до конца решить вопрос. Но Ломоносов смог сказать, а это было важно, что русский народ - древнейший и что его имя и происхождение нельзя вести от варяг. Тем самым Ломоносов положил начало обоснованию автохтонности славян и национальной природы русского государства.
Отдельные российские исследователи подтверждают факты, приводимые Ломоносовым о происхождении названия Русь от роксалан. Подкрепляя гипотезу Ломоносова, С. П. Толстов писал: "Если отправляться от исторических свидетельств, говорящих о роксаланах, и двигаться дальше, то нить исторической преемственности между Русью и роксаланами не прерывалась ни на один век".


В.В. Мавродин указывал на связи роксалан с образованием восточного славянства. "Ясы-аланы,- говорит Ю. В. Готье,- были живой хронологической связью между скифо-сарматским миром и Киевской Русью".
Признавая за Ломоносовым первенство в постановке вопроса о роксаланах, исследователи правильно подметили, что "не вина М. В. Ломоносова, что
поднятый им вопрос не разрешен наукой.

На главную страницу

Hosted by uCoz