ПУШКИН И ДРЕВНЯЯ АЛАНИЯ

Александр Сергеевич Пушкин - древний потомок князя Александра Невского. Двадцать два родовых колена протянулось от великого предка к великому потомку. Это шесть столетий русской истории, замешанной на крови княжеских междоусобиц и народных освободительных войн, дворцовых интриг и переворотов, стрелецких бунтов, на христианском всепрощении и нехристианском предательстве друг друга, на любви и ненависти - на всем, чем жила российская держава.


Но неслась через столетия непрерывная Река Жизни - от рода к роду, от колена к колену, и все русское общество было повязано далеким и близким родством. Сам Пушкин, дорожа этим, сказал: "...имя предков моих встречается поминутно в нашей истории".


Проследим эту связь…


Праправнучка Александра Невского вышла замуж за Ивана Всеволожского, боярина царя Василия II. Внучка боярина Всеволожского, Василиса Ивановна, соединилась узами брака с князем Даниилом Дмитриевичем Холмским.


Анна Даниловна Холмская, дочь от этого брака, стала женой киевского казначея Ивана Владимировича Головы, родоначальника Головиных - игравших в истории отечества заметную роль.


Одним из ярких представителей этой фамилии был Иван Петрович Головин, флотский адмирал. сподвижник Петра I.


Его женой стала Мария Богдановна Глебова - из ветви, идущей от Мстислава Храброго, сына Владимира 1 "Красно Солнышко", окрестившего Русь.


Дочь от этого союза, выйдя замуж за Александра Петровича Пушкина, родила Льва Пушкина - будущего деда поэта.


Лев Александрович Пушкин родил сына Сергея. У Сергея Львовича Пушкина 26 мая 1799 года в Москве, в день Большого Вознесения, родился сын - великий российский поэт Александр Сергеевич Пушкин.


Но вернемся к корням пушкинского генеалогического древа на два поколения от Александра Невского. Он был сыном Ярослава II, внуком суздальского князя Всеволода III и Марии Блаженной.


Брак Всеволода III и Марии Блаженной продолжил ветвь рюриковичей и подарил будущей России великих полководцев - Александра Невского и Дмитрия Донского, царей - Василия Шуйского и Ивана Грозного.


Наконец, эта прямая ветвь привела к поэту Александру Пушкину.


Мария-ясыня родилась в 6666 году от сотворения мира, или в 1158 году по новому исчислению от рождества Христова, так как Русь была уже крещена.


Это был удивительный век - ХП-й. В Европе - походы на Восток крестоносцев. На Руси неведомый автор в разгар братоубийственных междоусобиц создавал "Слово о полку Игореве" - плач о загубленном князем Игорем войске, о позоре самого князя.


В Грузии Шота Руставели писал своего "Витязя в барсовой шкуре", воспевал царицуТамар, но более всего - ее супруга и соправителя, славного рыцаря из древнеаланского царского рода Давида-Сослана Царазона.


А великая русская княгиня, рожденная аланами, создавала гнездовье с двенадцатью детьми великому князю Всеволоду, прозванному за это "Большое гнездо". Она возводила церкви и монастыри во Владимире, своем стольном граде, набиравшем силу, в то время как терял ее древний Киев.


Кто она - Мария-ясыня? Быть может, история христианства Восточной Европы скажет нам больше об этой женщине, чем скупые строки древнерусских летописей, быть может, в византийских источниках скрыты крупицы истины о великой княгине?!


Можно лишь предположить о происхождении Марии из Западной Алании.


С Х по XIII вв. народ аланов принадлежал к наиболее крупной и важной для окружавших его народов политической силе Северного Кавказа.


- Влиятельная Западная Алания заключала династические браки с монархами Византии, Грузии и Руси.


Согласно древним русским летописям в 1107 году Владимир Мономах женил сына своего Юрия на внучке аланского князя Осени. Всеволод, женившись на Марии, выдал сестру ее, ясыню, за Мстислава, сына Киевского князя Святослава.


Из Западной Алании вышли аланская царевна Бурдухан, дочь царя Худдана, давшая жизнь грузинской царице Тамар, и Мария "Всеволожья", жена сына Юрия Долгорукого.


Две христианнейшие особы - современницы, возможно, близкие по крови: грузинская царица Тамар и великая русская княгиня Мария, которые беззаветно служили идеям христианства.
Первая старалась вернуть в свою веру Восточную Аланию, отходившую по воле исторических обстоятельств к язычеству.


Жизнь Марии-ясыни доказывает служение не только христианству, но и будущему страны, раздробленной княжескими распрями. Она создает модель единого русского государства - Большое гнездо. Ее супруг - князь Всеволод - выделяется из круга своих современников спокойствием, мудростью и миролюбием, получив за это титул Великого князя.


Лаврентьевская летопись пишет о княгине Марии: "В марте (1206 г.) постриглась великая княгиня Всеволожья в монашеский чин в монастыре св. Богородицы, который сама же и создала, и нарекли ее Марией, как и крещена была. И проводил ее великий князь Всеволод со слезами до монастыря с сыном Георгием и дочерью Всеславой…


Были епископ и игумен Симон, отец ее духовный, и другие игумены и чернецы из всех монастырей и горожане все - провожали многие со слезами, потому что на всех изливала добро благоверная княгиня Всеволода, с детства любившая правду… и нищих любила, и странников, печальных, унылых и больных всегда утешала и подавала милостыню".


Она умерла на второй день после пострижения в монахини, "и была положена в монастыре своем в церкви св. Богородицы, погребена с рыданием и плачем великим над нею..." (Церковь эта была позднее разрушена).


За мудрость, доброту, сподвижничество мужу, благочестие Русская Православная Церковь провозгласила Марию Святой. Она стала третьей Святой на Руси после Киевской княгини Ольги Прекрасы, принявшей в Константинополе христианство, но не сумевшей окрестить свой народ, и после Владимира I, крестившего Русь.


Четвертым святым на Руси стал сын Марии князь Михаил Черниговский, пятым - внук Марии Алёксандр Невский, в 20 лет защитивший родину от врагов, шестым - правнук Даниил, прозванный Святым.


Княгиня Мария подарила России семь святых и величайшего поэта.


По-разному складываются судьбы народов. "Царство алан сильнее и крепче всех народов, которые вокруг нас", - сказано в Кембриджском документе Х века.


"Осетинцы - самое бедное племя из народов, обитающих на Кавказе", - скажет Пушкин в своем "Путешествии в Арзрум".


-"Женщины их прекрасны", - добавит он, не ведая о том, что восемь веков назад в лоне одной из женщин тогда могущественного племени алан зародилась предопределенность его существования.


Ветвь, идущая от одного сына Александра Невского - Андрея III привела к рождению Александра Сергеевича Пушкина.


Ветвь, идущая от другого его сына - Даниила Святого, привела к рождению прекраснейшей из женщин, первой красавицы российского двора - Наталии Николаевны Гончаровой.
Судьбе же было угодно соединить обе эти ветви в их счастливом и трагическом союзе.


Р.S. Согласно этой же судьбе на обширной карте родословной поэта, где переплелись в лице предков самые разные народы и даже расы, уместно прочертить еще одну линию от него в глубь веков, в средневековую Аланию.


1987г.

Hosted by uCoz