Южная Осетия после 1989 г.


В конце 80-х годов "в республиках СССР нарастала национальная напряженность... С 1988 г. начинается череда межнациональных вооруженных столкновений". "Съезд народных депутатов СССР в декабре 1990 г. проголосовал за сохранение СССР. Однако распад СССР уже шел полным ходом. Парламент Грузии, в котором большинство получили националисты из "Свободной Грузии", принял программу "перехода к суверенной Грузии".

В ноябре 1990 г. республикам был предложен вариант нового союзного договора, в котором вместо Союза Советских Социалистических Республик упоминался Союз Советских Суверенных Республик". Месяцем ранее был принят Закон "О референдуме" от 16.10.90 г. и на март 1991 г. был назначен референдум по вопросу сохранения СССР. В ст. 37 Закона "О референдуме" было установлено, что изменение, либо отмена решения, принятого референдумом, производится только референдумом, но, несмотря на результаты всенародного голосования, Союз республик был обречен.


Хронология событий, приведших к изменению Южной Осетией своего статуса, развивалась следующим образом:


Апрель-май 1989 г. - Народный фронт Южной Осетии Адамон Ныхас, созданный в январе того же года, квалифицировал развернувшуюся в Грузии политико-пропагандистскую кампанию как этнофашистскую и нацистскую, а ее развитие - как угрозу для Демократии и для Южной Осетии.


10 ноября 1989 г. - в целях защиты прав Южной Осетии и создания конституционных гарантий автономии XII сессия двадцатого созыва Советов народных депутатов Юго-Осетинской автономной области приняла решение о преобразовании автономной области в автономную республику в составе Грузинской ССР. Было принято также решение об утверждении осетинского языка в качестве государственного на территории Южной Осетии.
Депутаты также обратились в Президиум Верховного Совета Грузинской ССР с просьбой рассмотреть это решение.


15 ноября 1989 г. - Президиум Верховного Совета Грузии отменил решение сессии Совета народных депутатов Южной Осетии, признав его неконституционным.


23 ноября 1989 г. - поход на Цхинвал 40 тысяч грузинских националистов был остановлен населением Цхинвала. Это мероприятие официальные лица и средства массовой информации Грузии представили как попытку проведения мирного митинга в городе Цхинвал. Однако в числе участников похода на Цхинвал было несколько сот вооруженных автоматическим стрелковым оружием боевиков. На защиту родного города встало 42 человека, к которым через несколько часов присоединилось все мужское население. Не сумев войти в Цхинвал, грузинские боевики обогнули его, взяв в кольцо блокады. Были перекрыты доступы в город, путники осетинской национальности захватывались в заложники и подвергались изощренным пыткам и издевательствам. Южная Осетия пережила тогда два месяца блокады и кровавых жертв.


26 апреля 1990 г. - Верховный Совет СССР принял Закон "О разграничении полномочий между Союзом ССР и субъектами федерации", подчеркивающий право союзной республики на выход из СССР, решение, о чем может быть принято на референдуме. Этот Закон наделил также автономии СССР всей полнотой власти на своих территориях, давал законные основания для автономных образований при отстаивании своих интересов.


20 июня 1990 г. - Верховный Совет Грузинской ССР на внеочередной XIV сессии признал незаконными все договора и законы, принятые после 25 февраля 1921 г. Незаконными были объявлены также Законы СССР о разграничении полномочий между Союзом ССР и субъектами федерации и о выходе из состава СССР. Эта уловка упразднила Южную Осетию де-юре, поскольку автономия была образована в советский период. Уловка заключалась в том, что общая отмена законов советского периода позволяла избежать прямого демонстративного упразднения автономии. Затем был практически нарушен принцип территориальной целостности: Лениногорский район Южной Осетии был напрямую переподчинен Тбилиси, территория Южной Осетии была обречена на разрайонирование! (Хотя предпочтительнее оценивать ситуацию следующим образом: после признания незаконными всех юридических актов, принятых после советизации Грузии, Грузия вернулась в то правовое пространство, которое существовало до вхождения Южной Осетии в состав Грузии. Значит, с этого момента Южная Осетия перестала быть частью Грузии, и все претензии последней на ее территорию являются незаконными даже с точки зрения законодательства самой Грузии).


20 сентября 1990 г. - Юго-Осетинский областной Совет народных депутатов принял декларацию, в соответствии с которой Юго-Осетинская автономная область провозглашена Юго-Осетинской советской демократической республикой, на территории которой действует Конституция СССР и законы СССР.


20 октября 1990 г. - Сессия Юго-Осетинского областного Совета народных депутатов приняла решение о преобразовании Юго-Осетинской автономной области в суверенную Юго-Осетинскую Республику и избрала исполняющим обязанности Председателя Облисполкома Тореза Кулумбекова. Основанием стал Закон СССР от 26.04.90 г. "О разграничении полномочий между Союзом ССР и субъектами федерации".


9 декабря 1990 г. - состоялись выборы в Верховный Совет Республики Южная Осетия. Многочисленные наблюдатели из других республик СССР свидетельствовали, что они прошли без нарушений, со строгим соблюдением действующего законодательства.


10 декабря 1990 г. - Сессия Верховного Совета Грузии приняла решение об упразднении Юго-Осетинской автономии, ее разрайонировании и переподчинении Горийской, Сачхерской и другим районным администрациям.


В ночь с 5 на 6 января 1991 года - руководство Грузии без уведомления властей Южной Осетии ввело в столицу Южной Осетии подразделения милиции и национальной гвардии Грузии.


7 января 1991 г. - Президент СССР М. Горбачев принимает Указ "О некоторых законодательных актах, принятых в декабре 1990 г. в Грузинской ССР", в котором говорилось: "В соответствии со ст.87 Конституции СССР Юго-Осетинская автономная область находится в составе Грузинской ССР. Любое решение об изменении статуса автономных образований, исходя из положений п.1 ст.73, п.2 ст. 108 Конституции СССР и п.2 ст.6 Закона СССР от 26.04.1990 г. "О разграничении полномочий между Союзом ССР и субъектами федерации", приобретает юридическую силу только после его утверждения высшими органами государственной власти СССР. Между тем установленный Конституцией СССР и законами СССР порядок решения вопросов об изменении статуса автономных образований Верховным Советом Грузинской ССР соблюден не был...


...На основании п.п. 1 и 2 ст. 127 Конституции СССР постановляю: 1. В соответствии с Конституцией СССР и Законом СССР от 24 октября 1990 г. "Об обеспечении действия законов и иных актов законодательства Союза ССР" не имеют юридической силы с момента принятия и не подлежат исполнению государственными и общественными органами, предприятиями, учреждениями, организациями и гражданами положения названных в настоящем указе актов, принятых органами власти Грузинской СССР и находящейся в составе Юго-Осетинской автономной области, противоречащие законодательству Союза ССР. 2. Верховному Совету и правительству Грузинской ССР, местным Советам народных депутатов, правоохранительным органам республики обеспечить соблюдение требований Конституции СССР и законов СССР о защите прав и законных интересов граждан, проживающих на территории Юго-Осетинской автономной области. 3. Вывести в трехдневный срок с территории Юго-Осетинской автономной области все вооруженные формирования за исключением внутренних войск МВД СССР". Но ситуация вышла из-под контроля, и...


7 января 1991 г. - вооруженное столкновение в г. Цхинвал между звиадистами и осетинами. Начало вооруженных действий между вооруженными формированиями Грузии и отрядами самообороны Южной Осетии.


29 января 1991 г. - Председатель Верховного Совета Юго-Осетинской Советской Республики Торез Кулумбеков был приглашен на переговоры с грузинским руководством в Тбилиси, где его прямо из Дома Правительства Республики препроводили в тюрьму, подвергнув пыткам и истязаниям.


1 февраля 1991 г. - Союз независимых энергетиков Грузии отключил энергоснабжение Южной Осетии.


Зимой и весной 1991 г. - в Южной Осетии было сожжено и разграблено грузинскими националистами в общей сложности 117 осетинских сел и деревень, убиты десятки мирных жителей. В этот период отмечено прибытие в Северную Осетию тысяч беженцев из Южной Осетии и внутренних районов Грузии.


13 - 14 декабря 1991 г. - Первый съезд осетинского народа во Владикавказе; принятие съездом Декларации о воссоединении двух частей Осетии.


9 января 1992 г. - освобождение из грузинского плена Председателя Верховного Совета Республики Южная Осетия Т. Кулумбекова.


19 января 1992 г. - Референдум о независимости Республики Южная Осетия. Свыше 98% принявших участие в голосовании высказались за независимость Южной Осетии.
Февраль 1992 г. - грузинская артиллерия и бронетехника, расположенные вокруг г. Цхинвала, начали интенсивные обстрелы жилых кварталов и учебных заведений югоосетинской столицы. Обстрелы продолжались до 13 июля 1992 года. В результате погибли сотни женщин, детей и стариков. Режиму Шеварднадзе нужна была быстрая победа, чтобы консолидировать разваливающуюся страну, беспроблемно добиться международного признания, вступить в ООН и другие подобные структуры.


20 мая 1992 г. - убийство 36 мирных осетин на Зарской дороге.


22 мая 1992 г. - Массовый митинг протеста против Зарского расстрела, организованный Северо-Осетинским отделением Российского Христианского Демократического Движения (СоРХДД) (председатель движения в г.Москве - Аксючиц В.В., глава отделения во Владикавказе - Макаев Р.П.). Митинг состоялся у Дома Правительства Северной Осетии. Под нажимом митингующих была перекрыта Военно-Грузинская дорога, прекращена подача газа в Закавказье. На митинге было поддержано требование СоРХДД, чтобы в любых переговорах по урегулированию конфликта руководство Южной Осетии должно выступать в качестве полноправной стороны, тогда как Э.А. Шеварднадзе хотел видеть в переговорах от Осетии только руководство Северной Осетии.


Январь-май 1992 г. - Госсовет Грузии во главе с Э.А. Шеварднадзе признал фашизм в Грузии и квалифицировал его как "грузинский провинциальный фашизм", был признан также и геноцид осетин, и принесены извинения осетинскому народу.


29 мая 1992 г. - Верховный совет Республики Южная Осетия принял Акт о государственной независимости. Бывшие лидеры народного фронта Адамон Ныхас впервые заявили о невозможности принятия жертвами фашизма - осетинами - грузинского государственного флага, под которым фашизм и дважды геноцид врывались в Южную Осетию.


8 июня 1992 г. - новый митинг у Дома Правительства в столице Северной Осетии, организованный СоРХДД в знак протеста против развязанной Тбилисским режимом эскалации боевых действий. Из-за снайперского и артиллерийского обстрела Цхинвала убитые и раненные много часов пролежали на улицах города. Митингующие постановили: все оружие, находящееся в Осетии, должно быть передано осетинским силам самообороны для защиты этой части России от грузинской агрессии. В этот же день силами митингующих и актива СоРХДД, по согласованию с руководством Южной Осетии (Чочиев А., Тезиев О.), был организован захват двенадцати самоходных артиллерийских установок (САУ) 110 калибра и машины с сопровождающим оборудованием. В тот же день САУ были переброшены в Южную Осетию и, хотя ни одного выстрела они не сделали, это имело огромное значение для справедливого решения конфликта. Осетины и севера, и юга поняли, что вместе они могут ответить на любой вызов, в том числе и военный. Россия встала перед выбором: либо и дальше не замечать то, что происходит на ее южных рубежах, либо вмешаться и остановить кровь. К счастью, Москва выбрала последнее.


9 июня 1992 г. - СоРХДД организует блокаду отстроенного для Российской армии турками и немцами городка "Филипп Хольцман". Армия и Ельцинское руководство были предупреждены блокирующими, что если те не вмешаются на стороне осетинского народа и не вернут ему долг, заплаченный пятьюдесятью тысячами лучших осетинских жизней только в двух русско-немецких войнах XX в., то жертвы эти будут считаться напрасными со всеми вытекающими последствиями. Первое из последствий: городок "Филипп Хольцман" будет передан не семьям военнослужащих, а семьям сражающихся и павших на Юге и очередникам владикавказских заводов. Было также заявлено, что никакие договора, достигнутые без участия правительства Южной Осетии по урегулированию конфликта, не будут признаны.


9 июня 1992 г. - силами актива СоРХДД бескровно были захвачены военные склады на Девятом километре. Оружие и боеприпасы на четырнадцати КамАЗах ушли на Юг.


15 июня 1992 г. - заявление председателя Верховного Совета Российской Федерации Р. Хасбулатова в связи с событиями в Южной Осетии о возможности рассмотрения Российским парламентом обращения республики о присоединении Южной Осетии к России.


16 июня 1992 г. - состоялось собрание полевых командиров западной части Северной Осетии, куда входили боевые группы из Алагирского, Ар донского, Дигорского и Ирафского районов. На собрании была вынесена резолюция о том, что южноосетинских сил вполне достаточно, чтобы отразить грузинскую агрессию, а поскольку Грузия и Южная Осетия считают себя независимыми государствами, то акт признания другими государствами Грузии во время ведения ею военных действий против Южной Осетии и в то же время непризнание Южной Осетии, означает акт войны против последней. В этом случае государства, пошедшие на объявление войны Южной Осетии своим актом признания Грузии и непризнания Южной Осетии, рискуют испытать на себе все тяготы, на которые обрекает Грузия граждан Южной Осетии. Это касалось всех государств за исключением России. Далее собрание констатировало, что в случае дальнейшего ухудшения на фронте Северо-Осетинские полевые командиры со своими силами вмешаются в ход развития событий на территории Южной Осетии. Особо подчеркивалось, что любые попытки обойтись без руководства Южной Осетии в урегулировании конфликта обречены на провал. Факс с резолюцией этого собрания Черменом Епхиевым (одним из его участников) был передан в Москву депутату Верховного Совета Аксючицу В.В. (Председатель РХДД в г.Москве) для распространения в Посольствах соответствующих государств. С резолюцией Северо-Осетинских полевых командиров ознакомились в пятидесяти посольствах разных государств. Ни просьбы вмешаться, ни мольбы о помощи, ни уговоры, ни взывания к поддержке не имели эффекта, соразмерного с тем, какой возымела угроза распространить арену боевых действий на территории тех государств, "с чьего молчаливого согласия" убивают мирных жителей Южной Осетии, чтобы, наконец:


24 июня 1992 г. - Состоялась встреча руководителей России, Северной и Южной Осетии и Грузии в Дагомысе. Подписано четырехстороннее российско-грузинско-осетинское (две стороны - Северная и Южная Осетия) Соглашение о принципах урегулирования грузино-осетинского конфликта. Принято решение о прекращении огня.


14 июля 1992 г. - ввод в Южную Осетию миротворческих сил. Прекращение войны.


26 августа 1992 г. - Верховный совет Гагаузской Республики признал Республику Южная Осетия.


31 августа 1992 г. - принятие Меморандума о границах Республики Южная Осетия.


Сентябрь 1992 г. - отставка бывшего лидера Адамон Ныхас А.Р. Чочиева с государственных постов, один из мотивов - несогласие с квалификацией грузино-осетинского конфликта как межнационального, в то время как в оценке народного фронта - это борьба с фашизмом.


2 февраля 1993 г. - принятие концепции социально-экономической и культурной интеграции Севера и Юга Осетии.


6 марта 1993 г. - Верховный Совет Северо-Осетинской ССР признал Республику Южная Осетия.


Октябрь 1993 г. - Верховный Совет Республики Южная Осетия принял отставку своего Председателя Т. Кулумбекова. Председателем Верховного Совета Республики Южная Осетия - руководителем страны - стал Л.А. Чибиров.


2 ноября 1993 г. - очередная сессия Верховного Совета приняла Конституцию Республики Южная Осетия.


27 марта 1994 г. - состоялись выборы в Парламент Республики
Южная Осетия.


5 мая 1995 г. - был принят Государственный Гимн Республики Южная Осетия.


30 октября 1995 г. - начало переговорного процесса между Республикой Южная Осетия и Республикой Грузия.


16 мая 1996 г. - Председатель Верховного Совета Республики Южная Осетия Л. Чибиров и Президент Республики Грузия Э. Шеварднадзе подписали в Москве Меморандум о мерах по обеспечению безопасности и укреплению взаимного доверия между сторонами в грузино-осетинском конфликте. Этот документ имеет очень большое значение в деле мирного разрешения конфликта, так как закрепляет отказ сторон от применения силы или угрозы ее применения для достижения своих целей.


27 августа 1996 г. - первая официальная встреча Чибирова и Шеварднадзе в г. Владикавказе.


10 ноября 1996 г. - состоялись первые в истории Южной Осетии
выборы Президента Республики.


8 апреля 2001 г. - принятие новой Конституции Республики Южная Осетия на всенародном голосовании (референдуме). Как отражено в Протоколе Центральной избирательной комиссии республики Южная Осетия "Об итогах всенародного голосования (референдума) по принятию Конституции Республики Южная Осетия", референдум проводился с соблюдением международных норм и демократических принципов в соответствии с Конституцией Республики Южная Осетия и Законом Республики Южная Осетия "О всенародном голосовании (референдуме)".

По приглашению Центральной избирательной комиссии Республики Южная Осетия на референдуме присутствовали наблюдатели из Приднестровской Молдавской Республики, Нагорно-Карабахской Республики и Республики Северная Осетия-Алания. Присутствие на референдуме наблюдателей как местных, так и международных имело целью обеспечение демократических принципов открытости и честности голосования. На основании протоколов окружных и участковых комиссий об итогах всенародного голосования (референдума) по принятию Конституции Республики Южная Осетия, Центральная избирательная комиссия установила, что в голосовании приняло участие 69,01% избирателей, внесенных в списки для тайного голосования. За принятие Конституции Республики Южная Осетия проголосовало 66,8% избирателей, принявших участие в голосовании.


Сегодня Республика Южная Осетия, согласно Конституции, суверенное, демократическое государство, созданное в результате самоопределения народа Республики Южная Осетия. Вся власть в стране принадлежит народу. Он осуществляет свою власть как непосредственно, так и через представительные органы. Система государственной власти в РЮО основана на принципах разделения законодательной, исполнительной и судебных властей. В первой главе работы было определено, что государство при наличии соответствующих условий и признаков является основным субъектом международного права.

В качестве условий называют способность "иметь международные права и обязанности, а также способность защищать свои права путем заявления международных претензий". К признакам государства как субъекта международного права относят наличие территории, населения и власти. Республика Южная Осетия отвечает всем требованиям, предъявляемым международным правом к субъекту международных отношений. Также Республика Южная Осетия является суверенным государством, что означает состояние независимости государственной власти во внешних отношениях и верховенства внутри страны. Государство является субъектом международного права в силу своего суверенитета. Никаких иных признаков от государства международным правом не требуется. Юридически безразличны социальный и политический строй государства, национальный состав, численность и даже культурный уровень населения, размер территории и т.п.


Суверенное государство является полноправным субъектом международного права независимо от его признания со стороны других государств. Новое государство является полноправным субъектом международного права с момента своего возникновения и, признание нового государства играет лишь констатирующую роль. С другой стороны, о непризнанности Республики Южная Осетия (РЮО) можно говорить весьма условно. Начиная с 24 июня 1992 года Грузия де-факто признала Южную Осетию, вступив с ней в переговоры на нейтральной территории (Дагомыс). Непрекращающиеся отношения с Россией, государствами СБСЕ, другими государствами-членами ООН также являются элементом фактического признания.

Как известно, РЮО признана Гагаузской Республикой, Абхазией и Северной Осетией. А поскольку международное право так и не ответило на два вопроса относительно того: 1) какое количество государств должно признать новое государство для того чтобы оно определялось как признанное и, 2) если одно и то же государство - субъект международного права для одних (признавших его), а, следовательно, не субъект для других (не признавших его) государств, то говорить о непризнанности РЮО, значит, не считаться с мнением Гагаузской республики, Абхазии и Северной Осетии, признавших РЮО.


При определении государства в международном праве предполагается некоторая относительность понятия государства. Международное право не может полностью охватить его. Давая определение понятию государства в международном праве, необходимо брать его признаки в совокупности и не смешивать понятие государства как геополитической единицы с понятием государства как субъекта международного права. Определение государства в международном праве дается через его роль в международном общении и возможность влиять на мировые процессы.

Важное значение здесь отведено суверенитету. "Он является политико-правовым понятием и признан не только основным признаком государства, но и ведущим принципом международного права". Международное право не порождает суверенитет государств, напротив, оно создается суверенными государствами.


С самого момента передачи Южной Осетии под грузинское управление, осетинский народ вел против этого борьбу, которая на протяжении более чем 170 лет, временами имела весьма кровопролитный характер. Южная Осетия прошла через все законные процедуры, чтобы вырваться из под грузинского гнета. Более того, 7 мая 1920 г. русско-грузинским договором было признано ее право на самоопределение и вмешательство в ее дела было признано одной из сторон, а именно Россией, "чужими внутренними делами".

На исходе XX в. юг Осетии снова прошел через все необходимые для новейшего времени процедуры, направленные на самоопределение, но законным и мирным путем получить независимость республика не смогла. Понадобились годы вооруженного противостояния, угроза дестабилизации в северной части Осетии, угроза применения насилия против граждан государств, признавших Грузию во время ведения ею вооруженных действий против Южной Осетии и в то же время не признавших Южную Осетию, то есть выход конфликта на широкое геополитическое пространство, чтобы РЮО смогла получить независимость. На примере Южной Осетии видно как трудно включить мирные ненасильственные механизмы самоопределения народов.


В доктрине международного права принято считать, что государство как субъект международного права состоит из трех компонентов - территории, населения и власти.

Границы территории РЮО определяются в том числе и Меморандумом о границах РЮО (от 31.08.92 г.). РЮО занимает южные склоны Главного Кавказского хребта, а также предгорную часть между 42° 03 мин. - 42° 36 мин. северной широты и 43° 41 мин. - 44° 40 мин. восточной долготы. Территория республики - 3,9 тыс. кв. километров. На севере республика граничит с Северной Осетией, на западе, востоке и юге с Грузией. В административном отношении РЮО делится на четыре района: Цхинвальский, Джавский, Ленингорский и Знаурский; один город республиканского подчинения (г. Цхинвал), четыре поселка городского типа (Дзау, Квайса, Ленингор, Знаур).

В основе своей это та же самая территория по "южной покатости гор", которую русский наместник на Кавказе разделил на четыре приставства (теперь соответственно районы) и "управление оными было поручено особым чиновникам из грузинского дворянства". Нормы международного права постоянно закрепляют территориальную целостность и неприкосновенность государства. РЮО имеет право территориального верховенства, и это право есть проявление суверенной власти. Территория РЮО, как и территория любого другого государства, закрепляется и гарантируется принципами и нормами международного права.


Население РЮО составляют представители около 40 национальностей, основной костяк - осетины. "Население Южной Осетии (до трагических событий 1991 года) составляло около ста тысяч человек". Население является необходимым элементом государства. Под населением в нормах международного права, прежде всего, понимают народы и нации государств, колоний, несамоуправляющихся территорий. Международное право запретило насильственные действия, лишающие народ права на самоопределение, свободу и независимость.

В содержание основополагающего принципа равноправия и самоопределения народов входит элемент, благодаря которому все народы имеют право определять свободно свой политический статус без какого-либо вмешательства извне. Нация (народ), реализующая право на самоопределение, признается борющейся нацией, становящимся государством и, следовательно, субъектом международного права. Национально-освободительная борьба является не только внутренним конфликтом, она имеет международно-правовые аспекты. Международное право закрепило за государствами обязательства в деле реализации народами права на самоопределение. В науке международного права затрагивается вопрос о классификации государств с точки зрения количества населения и размеров территории.

Необходимо сразу же подчеркнуть, что ни размеры территории государства, ни количество населения не влияют на его суверенное международно-правовое положение. Международное право исходит из равноправия больших и малых государств и народов.
Власть в РЮО основана на принципах разделения исполнительной, законодательной и судебной властей. Президент РЮО избирается прямым, всеобщим, тайным голосованием. Исполнительная власть также представлена правительством, а представительная власть - Парламентом.

Иногда юристы рассматривают власть в виде порядка, противопоставленного анархии. Публичная власть в лице государственного механизма получает юридическое оформление. И только в этом смысле государственный механизм выступает как определенный правовой порядок... При этом нет никаких оснований сводить государство к правовому порядку в собственном смысле слова. К элементам понятия "государственная власть" относятся монополия правотворчества и охрана норм права специальным аппаратом. Международное право рассматривает государство как единое целое, независимо от структуры его механизма, распределения компетенции государственных органов.


"Международная правосубъектность государств в международном праве является по своему происхождению и характеру первоначальной и основной. Всеобщность международной правосубъектности государств состоит в том, что она возникает из самой сущности государства". Международная правосубъектность государств не ограничена ни во времени, ни в пространстве, ни в предмете правового регулирования. Сложившаяся норма в международном праве исходит из того, что любое суверенное государство с момента образования приобретает качество международной правосубъектности, независимо от воли других субъектов, уже существующих на международной арене.

Международная правосубъектность государств является начальным звеном регулирующего воздействия права на международные отношения и поведение субъектов. Каждое государство, в силу своего фактического существования и в силу действия норм международного права, обладает правами и обязанностями. Право суверенного равенства, входящее в международную правосубъектность государства, не может рассматриваться как независимость по отношению к другому государству. Оно включает в себя отношения сотрудничества и универсализма между государствами.


Государства стали обладателями прав и обязанностей не в силу какой-то надгосударственной власти, они получили их в процессе формирования собственной государственной воли. Д.В. Левин выделяет в зависимости от характера норм три категории прав и обязанностей субъектов международного права. К первой категории он относит основные права и обязанности государств, вытекающие из основных принципов международного права. Ко второй - права и обязанности государств, вытекающие из норм международного права, носящие общий характер, но, которые могут быть изменены отдельными государствами путем взаимных соглашений. К третьей - права и обязанности государств, принадлежащие только отдельным государствам и содержащиеся в конкретных соглашениях между государствами. По объему прав и обязанностей государства отличаются друг от друга, это их индивидуализированный статус в пределах единства и равенства, основных прав и обязанностей.


Итак, все вышеизложенное позволяет отнести РЮО к основному субъекту международного права, как суверенное государство, обладающее территориальной суверенностью и политической независимостью, территорией, населением и властью, способной представлять интересы государства РЮО в международных отношениях.

Конечно, РЮО как "молодое" государство, недавно отметившее двенадцатилетие своей независимости, испытывает немало трудностей в своем становлении, например недостаточную отлаженность экономических и правовых механизмов. Многие юристы-международники проводят мысль, что миролюбие нового государства должно рассматриваться таким же неотъемлемым свойством нового государства, как и политическая независимость. В международном общении РЮО придерживается соблюдения международных стандартов в виде норм и принципов международного права, таких как: уважение суверенного равенства государств; принципов неприменения силы или угрозы применения силы, нерушимости государственных границ и территориальной целостности государств, мирного разрешения территориальных споров, невмешательства во внутренние дела других государств, всеобщего уважения прав человека, сотрудничества и принципа добросовестного выполнения взятых на себя международных обязательств.

Все это заслуживает того, чтобы РЮО была оказана всемерная поддержка и расположение со стороны других субъектов международного права в той мере, в какой это предусмотрено нормами международного права и элементарными основами цивилизованных отношений.

На главную страницу

Hosted by uCoz