В.А.Кузнецов
Длина здания 25,50 м, ширина с притворами 19,50 м, высота около 20 м; длина с
нартексом (без западного притвора) 21 м, ширина (без притворов) 10,50 м, т. е.
ширина приравнена к половине длины.
В
плане храм представляет типичное здание крестовокупольной композиции с тремя апсидами,
шестистолпное, удлиненное в западной части за счет нартекса и композиционно осложненное
тремя притворами: с севера, юга и запада. Два ряда квадратных в сечении пилонов
членят наос храма на три нефа, из которых центральный шире боковых; соответственно
центральная апсида (алтарь) шире и глубже северной (диаконник) и южной (жертвенник).
В центре алтаря, несомненно, находился каменный престол, от которого сохранилась
лишь яма, расчищенная нами в 1980 г.
Раскопками
1960 г. в центральной апсиде был обнаружен трехступенчатый синтрон, облицованный
коричнево-красной цемянкой. По линии предалтарных столбов интерьер пересекает
двуступенчатая солея, отделявшая алтарную часть храма от зала и, очевидно, увенчанная
не дошедшей до нас алтарной преградой (от ее конструкции сохранился камень у основания
южной стены).
Вдоль южной и северной стен наоса были устроены узкие каменные сидения; в северном и южном притворах восточные стены имели полуциркульные в плане культовые ниши, что свидетельствует о функциональном назначении притворов в качестве самостоятельных приделов. В нартексе нашими раскопками 1960 г. открыты остатки крещальни с составленной из плит, облицованных цемянкой, купелью. Судя по наличию выступа-упора в кладке северной стены нартекса (в 1961 г. рухнувшей) и аналогиям в синхронных храмах Абхазии (Лыхны, Мокви, Пицунда) нартекс имел хоры с лестницей. Наконец, отметим пристройку в юго-западной части храма и без следов входных проемов. Назначение ее неизвестно.
Объемы
храма характеризуются ритмическим нарастанием к центру композиции - главе, увенчанной
цилиндрическим барабаном с низким сферическим куполом, некогда, безусловно, завершавшимся
металлическим крестом. Глава покоится на подпружных арках из кирпича-плинфы, опирающихся
на слегка выступающие полочки-импосты в верхней части пилястр.
Из
плинфы сложены арочные завершения всех дверных и оконных проемов, в то время как
своды храма возведены из тесаных песчаниковых плит. Дошедшее до нас древнее покрытие
кровли было осуществлено тонкими плитами, но не исключено, что кровля была ремонтирована
в древности и первоначально была несколько иной. Стены храма сложены из крупных
и чисто отесанных квадров и плит песчаника на очень прочном известковом растворе,
угловая кладка выполнена в технике "тычком и ложком" (традиции римской
техники opus incertum).
Не
вызывает особых сомнений то, что храм снаружи был оштукатурен. Оштукатурен был
и интерьер, сплошь покрытый фресковой живописью.
В 50-х годах нам удалось
видеть сохранившиеся довольно значительные участки штукатурки интерьера, особенно
на северных простенках центрального нефа и в центральной апсиде. Просматривались
еле заметные контуры фигур, нанесенные коричневой краской без графьи.
В
настоящее время их нет, но фрески северного храма в свое время зарисовал (в основном
в цвете) Д. М. Струков. Часть рисунков Струкова нами опубликована, но искусствоведческому
анализу она еще не подвергалась. Возможен синкретический и разновременный состав
фресок северного храма.
Северный
храм - наиболее крупный и монументальный храм не только Нижнего Архыза, но и всего
Северного Кавказа. Это и ряд иных признаков (наличие крещальни, синтрона, приделов
с культовыми нишами, имитирующими апсиды, богатых захоронений под полом и т. д.)
позволяет нам считать северный храм кафедральным собором Аланской епархии, построенным
раньше других Зеленчукских храмов - во второй четверти Х в., при абхазском царе
Георгии II (920-955 гг.), заслужившем благодарность патриарха Николая Мистика
за "ревность" в деле просвещения князя Алании и его подчиненных.
Эта дата имеет подтверждение в датированных эпиграфических памятниках и археологических материалах, обнаруженных вокруг храма. Относительно генезиса архитектурных форм северного храма мы остаемся на точке зрения, изложенной и обоснованной в 1977 г.: данный памятник имеет видимые связи с восточновизантийским провинциальным зодчеством Трапезунда.
Специальное
искусствоведческое исследование, выполненное недавно Л. А. Перфильевой, подтвердило
нашу датировку и историко-генетическую интерпретацию северного храма.