Идея строительства города Владикавказа возникла еще в 1774 г. во время русско-осетинских переговоров. Как уже говорилось, одним из условий подписания акта о присоединении к российскому государству было требование обеспечить внешнюю безопасность осетин. В качестве гарантии своей безопасности осетинские представители просили восстановить в Северной Осетии подворье (место пребывания Осетинской духовной комиссии) и "определить" в это подворье русскую "военную команду".
Астраханский
губернатор Кречетников, будучи принят весной 1775 г. Екатериной II, во время беседы
коснулся и вопроса о восстановлении осетинского подворья (размещалось в районе
современного Дзуарикау, было разрушено в 1769 г.). Он высказал мнение, что на
том же месте следует учредить русскую военную крепость.
Такая крепость могла бы, как считал он, не только гарантировать безопасность Северной Осетии, но и стать "центром горных работ", а также местом для строительства "плавильного завода".
В
декабре 1775 г. Кречетников подал правительству новый доклад об Осетии. В нем,
в частности, были изложены обстоятельные планы развития хозяйства края. Упор был
сделан на организацию в Осетии горнодобывающей промышленности, что позволило бы
восполнить имевшийся тогда в экономике России острый дефицит в цветных металлах,
особенно в свинце.
В
докладе вновь упоминалось о строительстве русской крепости вблизи Осетии. Теперь
губернатор наиболее подходящим для нее местом считал берег Терека у Эльхотовских
ворот. При этом он ссылался и на политические мотивы, поскольку учреждением русского
города у Эльхотово "ближней способ возымеем и о Грузии помыслить... ибо от
Татартупа до меретинских границ только два дни езды".
Возведение
этой крепости, считал он, позволило бы активизировать русско-грузинские дипломатические
отношения, вступившие после 1774 г. в новый этап своего развития. Кроме того,
свою идею о создании русского города-крепости на Центральном Кавказе он подкреплял
другой идеей - о возможном превращении его в торговый центр Северного Кавказа.
"Необходимо,- отмечал он,- оной город сделать знаменитым… и завести торги,
коим удовольствием народ тамошний обольстить разными привозными изобилиями".
Российское
правительство поддержало эти планы, реализация которых в условиях сложной международной
обстановки того периода затянулась до начала 80-х гг. XVIII в. Лишь после присоединения
Крымского ханства и в связи с подготовкой к заключению между Россией и Грузией
Георгиевского трактата российское правительство приступило к их осуществлению.
Оно
решило основать на Центральном Кавказе крепость, которая позволила бы не только
закрепить успехи Росоии на Кавказе, но и стать ее политическим центром в регионе.
После заключения Георгиевского дружественного договора грузинский царь Ираклий
II выдвинул вопрос о строительстве дороги, которая позволила бы установить постоянную
связь между Россией и Грузией, и постройке русской крепости у входа в Дарьяльское
ущелье, дабы она могла обеспечить безопасность движения по дороге через Главный
Кавказский хребет. О строительстве города-крепости просили и осетинские старшины.
Осенью
1783 г. П. С. Потемкин, командующий Кавказской линией, получил указание о постройке
русской крепости на Центральном Кавказе. Однако он не решился строить город у
самого Дарьяльского ущелья, полагая, что такая удаленность от Кавказской линии
и расположения русских военно-пограничных сил эначительно снизит обороноспособность
города. Наиболее подходящим районом для строительства города-крепости П. С. Потемкин
считал урочище Эльхотово, на которое в свое время указывал Кречетников.
В
1783 г. на левом берегу Терека, у Эльхотово, была заложена крепость, названная
в честь Г. А. Потемкина-Таврического Потемкинской. С переселением сюда части осетин-горцев
было создано осетинское поселение. Одновременно русская команда произвела реконструкцию
вьючного пути, превратив его в проезжую дорогу по Дарьяльскому ущелью. Со своей
стороны, грузинский царь Ираклий II "учредил у себя почту" и тем самым
установил регулярное сообщение с Россией.
Открытие
дорожного сообщения - "русского пути" - через Главный Кавказский хребет
явилось событием огромной важности в жизни грузинского и других народов Центрального
Кавказа.
Вскоре, однако,
выяснилось, что меры, принятые по охране дороги, не могут обеспечить беспрепятственное
движение по Дарьяльскому пути. Ираклий II продолжал настаивать на необходимости
строительства города-крепости у входа в Дарьяльское ущелье. Об этом просили и
осетины, проживавшие в Потемкинском. Учитывая это, а также интересы политики России
на Кавказе, было решено построить новую крепость. Она была основана в 1784 г.
и получила название Владикавказ, определявшее как бы ее военно-стратегическое
назначение.
Основание
Владикавказской крепости, как и заключение годом раньше Георгиевского трактата,
вызвало большое недовольство Турции, Ирана и ряда владетелей Кавказа - противников
русской политической ориентации.
Так,
турецкое правительство попыталось склонить осетинское население к участию в войне,
которую оно намеревалось начать против России и Грузии. Однако турецкие эмиссары,
несмотря на все старания, в Осетии успеха не имели.
В
1786 г. Турция открыто стала готовиться к войне. Чтобы выиграть время, российское
правительство пошло на некоторые уступки. В частности, было решено срыть крепостные
валы крепости Владикавказ, контролировавшей сообщение по Военно-Грузинской дороге.
Принятые дипломатические и другие меры позволили не только оттянуть начало войны,
но и избежать в Дальнейшем военных действий на Кавказе.
Владикавказская крепость была восстановлена в 1793 г.- спустя два года после окончания русско-турецкой войны.
31 марта
1860 г. крепость Владикавказ была преобразована в город Владикавказ.
На главную страницу