БЕСЛАН


Основание Беслана (от тюркского бий+аслан "князь-лев") связано с тагаурскими алдарами Тулатовыми. Согласно адатам осетин Тагаурского общества (список Норденстренга 1844 года), они входили в число 11 знатных фамилий; проживали в ауле Нижний Кобан.

Насколько нам известно, в письменных источниках впервые упоминаются в воззвании (№ 21 от 20 сентября 1804 года) генерала Несветаева к почтенным тагаурским князьям Тарасу Канукову, Хамурза Тулатову и Дуда Мамсурову; в этом документе речь шла о пошлине, взимаемой алдарами со всех проезжавших по Военно-Грузинской дороге.


В начале XIX века многие тагиата переселились на равнину. Например, в 1808 году по приглашению коменданта Владикавказа генерал-майора Ивелича, Алдаруко и Хамурза Тхостовы переселились под крепость Владикавказ. В 1822 году алдары Кануковы, Кундуховы, Мамсуровы, Алдатовы и Есеновы "с кавдасардами и фарсаглагами поселились на Гизели". В 1825 году Сахуг, Усман, Беслан, Знаур и Пшемахо Тулатовы, получив разрешение коменданта Владикавказа Скворцова, из Кобани "перешли на жительство" на левый берег Терека, рядом с крепостью Владикавказ.

Тулатовы осели на месте современного горнометаллургического техникума. Вместе с ними сюда перебрались Кубаловы, Каряевы, Борукаевы, Ногаевы, Галабуевы, Дзестеловы, Арчиновы, Фриевы, Бедоевы, Сабаткоевы, Тотаевы, Токаевы, Накусовы, Моргоевы, Битиевы и др.


В копне 20-х годов XIX века генерал Ермолов разработал план укрепления Кавказской линии и Военно-Грузинской дороги. Его реализация началась с создания новой цепи военных укреплений и поселений. В 1833 году из Польши на Северный Кавказ были переведены два казачьих полка. Из них сформировали особый Владикавказский казачий полк, расквартированный в Кабарде и Осетии.

В 1838 году полк рассредоточили по нескольким станицам, в том числе - Ардонской, Николаевской, а часть отправили во Владикавказскую крепость. Тулатово оказалось в границах земель, отводимых казакам, в связи с чем гражданское население предполагалось перевести в другое место. Инициатором переселения выступил Беслан Тулатов. В сентябре 1853 года он вспоминал: "В 1847 году по приказанию наместника Кавказского, фамилия наша... переведена была на правый берег реки (Терек) и поселена в верстах 17-ти ниже Владикавказа, где и наделена землею, которая бывшим начальником Владикавказского военного округа господином генерал-майором Нестеровым объявлена за нами в вечном и потомственном владении".


Беслан Тулатов родился в 1793 году в Кобани. Его отец - Сырхау - имел трех сыновей: Сахуга, Усмана и младшего Беслана. Сырхау относился к числу богатейших людей Осетии, владея, по оценке современников, "большими землями". Летом 1830 года во время карательной экспедиции князя Абхазова кобанцы во главе с некоторыми Тулатовыми оказали активное сопротивление.

После вступления 30 июля Абхазова в Даргавс, своеобразную столицу Тагаурии, последовало наказание: Хамурзу Тулатова с сыновьями в числе "главных виновников" объявили "государственными преступниками" и сослали в Сибирь. На всех жителей Тагаурии наложили контрибуцию по одному барану, две курицы и 8 фунтов сыра со двора. Феодалов лишили основного дохода - права "сбора пошлин с проходящих и проезжающих по Военно-Грузинской дороге".

Кобанцы, очевидно, продолжали беспокоить русские войска. В донесении графу Паскевичу-Эриванскому Абхазов назвал одну деревню Кобан, которая служила, благодаря недоступному своему положению, притоном всех абреков и мошенников, укрывающихся от рук правосудия". По распоряжению Абхазова Кобан предали огню, а жителей с движимым имуществом переселили на Гизельдон.


В отличие от Хамурзы, Сырхау Тулатов относился к последовательным сторонникам России. Все трое сыновей поступили на службу в российскую армию. За храбрость и мужество они неоднократно поощрялись командованием. Немало офицеров было и в следующем поколении Тулатовых. В одном архивном документе отмечалось: "Усман, поручик Беслан и подпоручик Пшемахо свою жизнь посвятили службе... Теперь по их стопам пошли дети".
В марте 1847 года комендант Владикавказа полковник Нестеров на встрече с Тулатовыми рассказал о плане начальства перевести владикавказское поселение Тулатово в другое место.

Для этой цели на правой стороне Терека в 17-20 верстах от Владикавказа выделили 3,5 тысяч десятин. На следующий день Беслан Тулатов с родственниками отправился осматривать означенные угодья. Алдарам понравились выделенные им земли, и они дали слово быстро переселиться на новое место.


Однако жители владикавказского Тулатово не спешили последовать за Бесланом. В 1847 году с ним переехало только 17 дворов. Селение росло медленно. Крестьяне боялись ехать сюда, опасаясь притеснений со стороны жестокого, напористого Беслана. Опасения эти были не напрасными. Не удовлетворившись выделенными ему землями, Б. Тулатов захватил участки соседних селений. Жители последних в прошении Нестерову от 16 марта 1848 года жаловались: "Подпоручик Беслан Тулатов сломал и сжег межевые знаки, которыми была отмечена отведенная ему для основания аула земля. Притесняет нас со всех сторон, захватывает наши земли".


Разумеется, такая "слава" Беслана сдерживала заселение его аула. В 1850 году в нем насчитывалось 34 двора. Только после смерти Б. Тулатова аул стал активно расти. В 1917 году здесь было уже 395 дворов. Среди первых жителей Беслана - Камбеговы, Макоевы, Хадарцевы, Цогоевы, Батакоевы, Кантеевы, Хузмиевы, Касаевы, Амбаловы, Габоевы, Томаевы, Еристовы, Браевы, Фриевы и др. Наряду с крестьянами в числе первых жителей Беслана были представители одной из самых могущественных фамилий тагаурских феодалов - Мамсуровых. Вскоре к ним присоединилась еще одна фамилия алдаров.


В 1853 году на юго-восточной окраине Беслана по распоряжению местной администрации возникло новое поселение из жителей Кобанского ущелья. Инициатором их переселения являлся Гадо Тхостов. Вместе со своими братьями - Наурузом, Елдзарыко, Цораем, Куцыком и 12 семействами кавдасардов он осел у границ Беслана. От кавказской администрации Гадо получил 125 десятин из угодий Елизаветинского укрепления. Позднее поселок Г. Тхостова слился с Бесланом.


В конце XIX века в Иналово числилось 207 дворов, 807 мужчин, 685 женщин. По сведениям Межевого управления, земельный надел селения составлял 4 516 десятин; помимо этого в распоряжении жителей находился лесной участок "Майрамы адаг", находившийся в совместном владении Иналово, Хумалага и Зильги. Рабочих волов - 370, буйволиц - 49, буйволят - 39, быков производителей - 3, коров - 546, телят - 614, меринов - 202, кобыл - 73, жеребят - 27, овец - 2325, коз - 127, пчел (сапеток) - 597, 2 ишака, 8 мельниц.


Из многих интересных фактов жизни Беслана в ранний период его истории хочется отметить одно обстоятельство - неуемную тягу жителей к знаниям, отмеченную современниками. В то время как во многих населенных пунктах Осетии школ не было вовсе, в Беслане в 1903 году решили построить третью.

Под строительство здания сельское общество выделило 4 десятины. Газета "Казбек" писала по этому поводу: "Судя по утвержденному проекту, беслановская школа будет одним из красивейших сооружений такого типа во всей плоскостной Осетии". Две другие школы - мужская и женская - были построены раньше. Женская располагалась в удобном каменном здании, построенном "православными жителями селения Борисом Фриевым и Александром (Мырза) Гутиевым на свои средства при пособии из специальных средств Священного Синода". Как отмечал Гаппо Баев, это "прекрасный пример пробуждающегося стремления к свету". Здесь на равных правах обучались и православные и магометанки.

Школа содержалась за счет Ардонского отделения Владикавказского епархиального учительского совета. Официальные лица подчеркивали "громаднейшее значение этой школы... она призвана заронить первые живительные лучи света науки, любви и добра в беспросветную жизнь женщины-осетинки, удрученной вековым рабством".


Мужская церковно-приходская школа в Беслане существовала с 1889 года и располагалась в каменном здании, пожертвованном православным жителем селения Николаем (Гаха) Гутиевым. По словам Гаппо Баева, "этот скромный труженик первый подал пример всем осетинам, пример частной помощи в деле просвещения своих туземных братьев. Он безвозмездно уступил под школу свой каменный дом с большим двором и другими постройками". Школа содержалась за счет совета Общества восстановления православного христианства на Кавказе.

 

На главную страницу

Hosted by uCoz