Алания в XIII-XIV вв.(карта)
Состояние феодальной раздробленности, в котором Алания находилась с XII в., губительно
сказалось на ее дальнейшей судьбе. Продвижение тюркских племен, упадок городов
и христианства в Западной Алании переместили центр этнической и культурной истории
алан-осетин в восточную часть страны, не затронутую тюркским вторжением. Отсутствие
сильной центральной власти и сложные демографические процессы обусловили военно-политическую
слабость Алании на пороге драматических событий ХIII-ХIVвв. Перестав подчиняться
царской власти, враждовавшие княжества не сумели объединиться против монголо-татарского
нашествия.
В 1222 г. тридцатитысячная армия, посланная главой монгольской империи Чингисханом, разгромила аланское войско, выступившее в союзе с половцами и преданное ими. В 1235 г. монголы приняли решение о новом грандиозном походе на Русь и Аланию. Поход возглавил Бату, внук Чингисхана. В 1238 г. началось монголо-татарское завоевание Алании, в январе 1239 года был штурмом взят Магас. Сломив разрозненное сопротивление аланских князей, монголы разорили равнинную часть страны. Свою свободу отстояли лишь горные аланы. Покоренные области вошли в состав монголо-татарского государства Золотой Орды. Независимая горная Алания оказалась между Золотой Ордой и государством Хулагу - внука Чингисхана, правившего Ираном и Закавказьем.
Сохранение государственности и демографические перспективы народа зависели от
контроля над равнинной территориально-хозяйственной базой. Попытка возвращения
равнинных областей Алании вызвала выступление алан на стороне Хулагу в его войне
против Золотой Орды. Однако в 1263 г. Хулагу потерпел поражение в битве на Тереке.
Царь Алании погиб, а его малолетние сыновья были вывезены в вассальную Хулагидам
Грузию, где в ожидании лучших времен собиралась с силами аланская аристократическая
эмиграция. Но разгром был довершен в 1278 г., когда монголы при участии русских
дружин взяли, как повествует русская летопись, "славный град ясьскый Дедяков",
предположительно отождествляемый с Верхним Джулатом - Татартупом.
Поражения на севере заставили аланскую элиту переместить центр своей военно-политической
активности в Закавказье. В 1292 г. осетины во главе с царевичем Багатаром (младший
сын погибшего в 1263 г. царя) захватили город-крепость Гори с прилегающей территорией
и в течение нескольких десятилетий пытались создать новую равнинную Аланию. Эта
попытка также закончилась неудачей - крепость Гори была отбита грузинами. Багатару,
умершему в 1306 г., посвящена мемориальная Нузальская часовня XIV в., расписанная
осетинским художником Вола Тлиагом. Недалеко от Нузала, в общеосетинском святилище
Реком (у селения Цей Алагирского общества) хранились боевые доспехи Багатара.
Народный вариант его имени, - Ос-Багатар.
Вошедшая в Золотую Орду северокавказская аланская равнина была включена в ханский
домен. Нижний Джулат и Верхний Джулат развивались как ордынские города, в них
были помещены монголо-татарские гарнизоны. В XIV в. быстро вырос город Маджар,
где располагалась одна из зимних ставок золотоордынских ханов. В 1395 г. власть
Золотой Орды на Северном Кавказе пала в результате нашествия среднеазиатского
эмира Тимура (Тамерлана). Разгромив ордынцев в битве на Тереке и завоевав Грузию,
Тимур отомстил осетинам за военную помощь своим противникам. Походы 1394-1400
гг., в ходе которых армия Тимура вошла и в горные ущелья, стали завершающим ударом
в череде трагических событий XIII-XIV вв.
Всеобъемлющая катастрофа, постигшая Аланию в этот период, привела к массовому
истреблению населения, подрыву основ хозяйства, полному разрушению городской жизни,
крушению государственности и - как следствие - к неизбежной утрате достигнутых
уровней социально-политического и экономического развития, к потере синхронной
связи со средневековыми цивилизациями Запада и Востока.
С XV в. осетины, потерявшие равнинную часть своей родины и укрепившиеся в горах,
начали отсчет нового исторического времени. По древней традиции идеология общенародного
единства строилась на предании об общем предке. В скифскую эпоху прародителем
народа считался Таргитай. В позднесредневековой Осетии первопредком называли Ос-Багатара,
которого народ признал величайшим героем своей истории. В фольклорном образе Ос-Багатара
осетины соединили древний арийский миф о едином предке народа и реально-историческую
информацию о последнем выдающемся правителе аланской эпохи.
На главную страницу