Алания в VII-XII вв.(карта)
Великое переселение народов, последующие перемещения кочевых племен, войны и нашествия
нарушили территориальное единство аланского населения Восточной Европы. Многочисленные
аланские группы жили в Крыму, на нижнем Днепре, в бассейне Дона. Но раннесредневековые
авторы подчеркивали кавказское происхождение европейских алан.
Кавказ оставался аланской метрополией и после VI в., когда северные аланские степи перешли под контроль Тюркского, а затем Хазарского каганатов. Могущественный царь кавказских алан Саросий в VI в. был посредником в отношениях между Византией и Аварским каганатом. Аланы участвовали в ирано-византийских войнах VI-VII вв. и арабо-хазарских войнах VIII в.
В средневековом мире Алания считалась богатой страной, ее вовлечение в мировую
торговлю связано с Великим шелковым путем, трассы которого проходили по аланским
землям. Аланские купцы были хорошо известны в странах Востока и Запада. Транзитные
пути международного значения способствовали социальному, экономическому и культурному
развитию Алании.
Аланская держава в IX-XII вв. имела широкие внешнеполитические связи и активно
влияла на международные отношения Кавказа, Средиземноморья и Восточной Европы.
По свидетельству византийского императора Константина Багрянородного, в престижном
списке государств X в. Алания располагалась вслед за Арменией выше Хазарии и Руси.
Аланское общество было раннефеодальным. Верховная государственная власть принадлежала
царю. Аланский царский дом имел родственные связи с византийскими императорами,
хазарскими, абхазскими и грузинскими царями. По общеевропейской традиции и цари
Алании претендовали на происхождение от римских императоров Цезаря и Августа.
Известны имена некоторых аланских царей: в XI в. Аланией правили Урдуре и Дорголел
Великий, в XII в. - Худдан.
Столицей Алании был город Магас, предположительно отождествляемый с Нижне-Архызским
городищем. Как и везде в Европе, Х-ХП вв. были в Алании временем быстрого роста
городов, которые становились крупными торгово-ремесленными, политическими и культурными
центрами. Часть городов и хорошо укрепленные замки принадлежали сильнейшим князьям-алдарам,
владетелям областей. Письменные источники отмечают высокую плотность населения
Алании, подтверждаемую археологией. Основой равнинного хозяйства было пашенное
земледелие с трехпольным севооборотом. В горах развивалось отгонно-пастбищное
скотоводство.
Первое знакомство алан с христианством связано с проповедью святого апостола Андрея
Первозванного. В начале X в. восточное (православное) христианство стало государственной
религией. Создается Аланская епархия Константинопольской патриархии, начинается
широкая христианизация населения, особенно активная в западной части страны, где
располагался центр Аланской епархии (городище Нижний Архыз). В X-XI вв. здесь
сооружаются монументальные купольные храмы. В юго-восточных горных районах Алании
отмечено также христианское влияние Грузии.
С V-VI вв. аланы неоднократно упоминаются в числе "письменных" народов.
В IX в. создатель славянского письма Константин-Философ называет алан среди
народов, "имеющих письменность и славящих Бога на своем родном языке".
В XIII в. монах-францисканец Гильом де Рубрук находит у алан "греческие
письмена". Сегодня известен единственный надежно читаемый памятник средневековой
осетинской письменности - каменная плита с надписью
X в. из ущелья Большого Зеленчука.
Сохранившееся изображение средневекового осетинского герба (штандарта аланских
царей) продолжает древнюю скифо-сарматскую мифологическую и геральдическую традицию.
Восемь вершин Мировой Горы, расположенные в три яруса, воплощают индоевропейскую
модель мира и идеальной страны. Барс - символ воинской доблести и государственной
власти.
Со второй половины XII в. в Алании начинается период феодальной раздробленности.
Удельные князья выходят из-под контроля слабеющей центральной власти. Упадок городов
и христианства был связан также с продвижением на территорию Алании кочевых тюркских
племен из союзного аланам Хазарского каганата. Первая волна тюрок была представлена
"внутренними" или "черными" болгарами. Постепенно движение
тюрок достигло и верховьев Кубани. Тюркское проникновение в Аланию особенно усилилось
в XI в., когда в предкавказских степях появились новые тюрки-кочевники - половцы.
На главную страницу