Аланка УРТАТЫ, независимый журналист
АЛАНСКИЙ МИР
Часть 1. ДРЕВНИМ АЛАНСКИМ ЯЗЫКОМ О БОГЕ


В 1996 году впервые за всю историю существования Лавры, прозвучало Евангелие на аланском языке.


Священник Аланского подворья Сауармаг Баззата рассказал мне, как в Троице-Сергиевой Лавре в Покровском Храме при Духовной Академии на торжественном богослужении в св. Пасху, когда собираются прихожане, семинаристы и паломники, читается Евангелие на церковнославянском, греческом, латинском, сербском, немецком, румынском - языках народов, принявших христианство в древности.


Перед этим один из старших семинаристов - иеромонах Ириней, из молдаван, подошел к Епископу взять благословение на чтение Евангелия на аланском языке. И дьякон Сауармаг, испытывая трепет, стал громко читать священный текст на родном языке.
Потом оказалось, что в восхищении были и преподаватели, и семинаристы, услышавшие голос, идущий из глубокой древности, потому что каждый подходил и выражал свое особое чувство.


И если в гражданском мире история нашего народа в советское время была под запретом, а каждый осетин тайно проносил знание своей истории, то преподаватели духовной семинарии, где учился наш первый московский священник, обнаруживали большие познания в истории аланского народа, тесно переплетенной с историей христианства с начала его возникновения.


Бывший семинарист Сауармаг стал настоятелем аланского подворья в Храме Пресвятой Богородицы на Кулишках, который стоит на улице Солянка. Храм этот, полученный по благословению Его Святейшества Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II, продолжит духовную жизнь, прерванную 7 столетий назад. И стиль этого Храма повторяет византийское зодчество оставленных нашими предками по всему Дону и Причерноморью церквей для того, чтобы унести глубоко в горы самое ценное, что можно было унести, - жизнь народа для потомства.

Часть 2. ИЗ ИСТОРИИ ХРИСТИАНИЗАЦИИ ДРЕВНЕЙ АЛАНИИ


По сообщению церковных источников, христианство в Алании проповедовали уже в первых годах св. Апостолы Андрей Первозванный и Симон Канаит. Древнегрузинские летописи сообщают, что апостол Матата (Матфий) перед смертью прибыл в Аланию, где вскоре умер и с должными почестями был похоронен.


В церковных источниках содержатся сведения разных периодов времени - о Скифской, Сарматской и Аланской Православных Церквах. Скифская Церковь до времен Халкидонского Вселенского Собора (451 г.) являлась автокефальной, затем добровольно, решением 28-го правила этого Собора, перешла в юрисдикцию Константинопольского Патриархата.


На скифскую Церковь указывали как на одну из образцовых по чистоте веры и внутреннему благоустройству. Известный писатель Церкви V века Иоанн Кассиан был скифом.
В Западной Церкви, еще до разделения Церквей, причислены к лику святых несколько этнических алан, например: св. Алан (Vв.), св. Гоар (VIIв.), подвизавшиеся на территории современных Англии и Франции. Патриарх Константинопольский - св. Иоанн Златоуст сообщает, что сарматы в III в. уже имели Священное Писание на своем языке.
Святые просветители славян Кирилл и Мефодий в числе христианских народов, издревле славящих Бога на родных наречиях, называют алан.


С проповедей в IV в. Святой равноапостольной Нины-римлянки в Кавказско-Закавказской Алании начинается обширная христианизация. В 921 г. образована Аланская Митрополия, сохранились сведения о многих митрополитах Алании.

Hosted by uCoz