Аланка
УРТАТЫ, независимый журналист
АЛАНСКИЙ МИР
Часть 1. ДРЕВНИМ
АЛАНСКИМ ЯЗЫКОМ О БОГЕ
В 1996 году впервые за всю историю существования Лавры, прозвучало Евангелие на
аланском языке.
Священник
Аланского подворья Сауармаг Баззата рассказал мне, как в Троице-Сергиевой Лавре
в Покровском Храме при Духовной Академии на торжественном богослужении в св. Пасху,
когда собираются прихожане, семинаристы и паломники, читается Евангелие на церковнославянском,
греческом, латинском, сербском, немецком, румынском - языках народов, принявших
христианство в древности.
Перед этим один из старших семинаристов - иеромонах Ириней, из молдаван, подошел
к Епископу взять благословение на чтение Евангелия на аланском языке. И дьякон
Сауармаг, испытывая трепет, стал громко читать священный текст на родном языке.
Потом
оказалось, что в восхищении были и преподаватели, и семинаристы, услышавшие голос,
идущий из глубокой древности, потому что каждый подходил и выражал свое особое
чувство.
И
если в гражданском мире история нашего народа в советское время была под запретом,
а каждый осетин тайно проносил знание своей истории, то преподаватели духовной
семинарии, где учился наш первый московский священник, обнаруживали большие познания
в истории аланского народа, тесно переплетенной с историей христианства с начала
его возникновения.
Бывший семинарист Сауармаг стал настоятелем аланского подворья в Храме Пресвятой
Богородицы на Кулишках, который стоит на улице Солянка. Храм этот, полученный
по благословению Его Святейшества Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси
Алексия II, продолжит духовную жизнь, прерванную 7 столетий назад. И стиль этого
Храма повторяет византийское зодчество оставленных нашими предками по всему Дону
и Причерноморью церквей для того, чтобы унести глубоко в горы самое ценное, что
можно было унести, - жизнь народа для потомства.
Часть 2. ИЗ ИСТОРИИ ХРИСТИАНИЗАЦИИ ДРЕВНЕЙ АЛАНИИ
По сообщению церковных источников, христианство в Алании проповедовали уже в первых
годах св. Апостолы Андрей Первозванный и Симон Канаит. Древнегрузинские летописи
сообщают, что апостол Матата (Матфий) перед смертью прибыл в Аланию, где вскоре
умер и с должными почестями был похоронен.
В церковных источниках содержатся сведения разных периодов времени - о Скифской,
Сарматской и Аланской Православных Церквах. Скифская Церковь до времен Халкидонского
Вселенского Собора (451 г.) являлась автокефальной, затем добровольно, решением
28-го правила этого Собора, перешла в юрисдикцию Константинопольского Патриархата.
На
скифскую Церковь указывали как на одну из образцовых по чистоте веры и внутреннему
благоустройству. Известный писатель Церкви V века Иоанн Кассиан был скифом.
В Западной Церкви, еще до разделения Церквей, причислены к лику святых несколько
этнических алан, например: св. Алан (Vв.), св. Гоар (VIIв.), подвизавшиеся на
территории современных Англии и Франции. Патриарх Константинопольский - св. Иоанн
Златоуст сообщает, что сарматы в III в. уже имели Священное Писание на своем языке.
Святые
просветители славян Кирилл и Мефодий в числе христианских народов, издревле славящих
Бога на родных наречиях, называют алан.
С
проповедей в IV в. Святой равноапостольной Нины-римлянки в Кавказско-Закавказской
Алании начинается обширная христианизация. В 921 г. образована Аланская Митрополия,
сохранились сведения о многих митрополитах Алании.